main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



«ЫСЫАХ ТУЙМААДА- 2006»


«Ысыах» - традиционный обрядовый праздник, знаменующий встречу нового года, гармонию человека с природой, устремленности человека в светлое будущее. В Ысыахе с особой силой проявляются чаяния народа в торжество мира, добра и согласия. Эти добрые традиции передаются из поколения в поколение.

В местности «Ус Хатын» в девятый раз проводится «Ысыах Туймаады», который стал общественно -политическим, культурным событием республики.

Основная цель национального праздника «Ысыах Туймаады- 2006» - раскрыть образ Олонхо как шедевра устного и нематериального наследия Человечества, возвеличивание человека «Айыы киЬитэ аЬыныгас, кун киЬитэ ке.мускэс»: духовного, толерантного, доброго, милосердного, состоятельного, семейного, защитника рода и Отечества.

1. Философия Олонхо

Олонхо как этнический идеал Саха вобрал в себя вековые традиции народа. Вместе с тем, эпическое творчество якутских олонхосустов выражало и такие общечеловеческие ценности, как гуманизм, победа добра над злом, красота, семейная гармония, непрерывность человеческого бытия и жизни, любовь к детям и забота о старых и т.д.

Согласно традициям Олонхо, вершиной грандиозных событий и богатырских походов является свадьба героя. По аналогии со счастливым финалом Олонхо, как символом продолжения рода, предлагается уделить особое внимание молодым семейным парам.

2. Олонхо - суть национального праздника «Ысыах Туймаады- 2006»

Олонхо, как суть праздника «Ысыах Туймаады» должен стать смысловым центром национального праздника, объектом народного поклонения и почитания.

Учитывая, что Олонхо прославляет объединение всех людей Айыы, живущих на Срединном мире, независимо от их этнического и родоплеменного происхождения. Ысыах прежде всего должен символизировать разноцветье культур многонационального народа Республики Саха (Якутия), возвращение людей к своим национальным истокам и трансляцию исторической памяти. Кроме того, принимая во внимание, что эпос (якутское «Олонхо», эвенкийский «Нимнгакан», киргизский «Манас», бурятский «Гэсэр» и т.д.) является объединяющей основой тюрко - монгольского мира, представляется необходимым приглашение гостей, которые могли бы органично интегрировать в праздничное пространство Ысыаха сюжеты своих эпических сказаний, воссоздавая, таким образом, целостность этого мира, гармонию Природы и Человека, их созидающего Начала.

3. Олонхо- сюжетный источник праздника

Согласно идее праздника, центральными персонажами национального праздника должны стать образы из традиционного мифологического мира Саха:

1. Урун Айыы Аар Тойон- творец- покровитель всего живого на Земле;

2. Ньургун Боотур- богатырь, герой, защитник людей;

3. Аан Алахчын Хотун- олицетворение жизнеутверждающей силы Добра и очищения, главной миссией которой является неустанная забота о Земле и её детях;

4. Айыысыт и Иэйиэхсит- покровительницы рода человеческого, благодаря которым происходит непрерывный жизненный круговорот, продолжение Жизни на Земле;

5. Туйаарыма Куо- образ женского начала, Красоты мира, окружающего человека.

6. Умсуура- образ, связующий мир людей с миром светлых божеств Айыы, символ Надежды и Веры.

7. Кун ДьеЬегей Айыы- образ крылатого коня, один из главных героев Олонхо, верный друг и помощник народа Саха.

8. Хотой Айыы как символ власти.

Главная идея Олонхо продолжение жизни, символ Матери - АйыыЬыт и Иэйиэхсит с Младенцем на руках, развивающегося под защитой Мужчины.

4. Музыка Олонхо

Олонхо, безусловно это и уникальная эпическая музыка, искусство пения, особый ригм и слово, создающие не только живые образы героев, но и особое звуковое пространство. В этой связи особое внимание следует уделить музыкальному оформлению Ысыаха. Учитывая, что защитниками людей солнечного племени Саха всегда были герои- богатыри, в музыкальной полифонии праздника должно превалировать мужское пение. В частности, мужской хор, якутская музыка, хомус исполняющий отрывки из национальных опер, торжественных песен и т.д. Перевод образцов культуры на разные языки, это - презентация живых сокровищ человечества, вот почему необходимо «звучание» различных эпических текстов на якутском, русском, английском, французском и др. языках мира.

5. Пространственная организация Олонхо

Олонхо- триада миров, символизирующая Вселенную. Поэтому все праздничные действия должны быть масштабны, охватывать весь окружающий ландшафт, где начальной точкой развертывания праздничного сценария станет место Алгысчыта и обряд поклонения божествам Айыы. Немаловажное место здесь отводится и символике Неба, его образным воплощением и различным космологическим сюжетам, связанным с солярным и лунным культом, мифами о звездах. Символами Верхнего мира в якутский эпике всегда выступали белые птицы, как образ священного, чистого и божественного.

Цветовая гамма праздничного пространства должна быть выдержана в светлых и жизнеутверждающих красках (белый, зеленый, голубой, желтый). Это - тюсюлгэ, праздничная архитектура, одежда и т.д.

6. Олонхо и социум

Красной нитью Олонхо является идея ИЛ- установление справедливого мироустройства на всех трех мирах посредством Верховной власти созидательных божеств Айыы, В данном контексте будет раскрыто основное содержание Государственной программы поддержки Олонхо.

6.1. Олонхо как символ консолидирующего начала должен скрепить все административно- территориальные деления республики в единое социокультурное пространство. Так, логично во время торжественного открытия Ысыаха представить все 35 >лусов с обозначением их старинных родовых этнонимов (хангаласцы, баягантайцы, хоринцы, туматы и т.д.), а также современных геральдических символов и знамен.

6.2. Олонхо утверждает силу семейных ценностей «Теруттуур туЬулгэ». Поэтому необходимо создать «Родовые аласы семей», выделив семействам участки для установки дом по типу ураса и с национальным колоритом палаток. Надо возродить традиции открытости, гостеваний и одаривания

6.3. Финальной частью Олонхо является свадьба. В составе парадного шествия свитой можно сделать молодоженов, сочетавшихся браком в 2006 году, со своими друзьями и родителями. Одарить их специальными сувенирами «Ысыах Туймаады- Олонхо -2006». Тогда будет усилен молодежный и мужской состав Ысыаха. его народность и массовость. Главным недостатком в тенденции современного Ысыаха является стремление к профессионализации участников, участвуют только организованные коллективы танцоров, в основном девушек.

6.4. В тусулгэ Ысыаха надо создать места очищения, благословений «Олонхо дойдута». В начале массового зрелища- открытия Ысыаха организовать реализацию чоронов для массового причащения к благословению Главного Алгысчыта.

6.5. Силы добра в Олонхо всегда выражает забота о слабых, старых, немощных. Необходимо провести акции благотворительности «АЬыныгас санаалаах Кун дьоно» с конкретными адресатами, в пользу которых совершается акция. Например, можно установить прямой эфир ТВ с Ус Хатын, где желающий может поздравить родных и близких с Ысыахом, пропеть песню, и т.д. положить деньги в урну с конкретным именем, например, больного ребенка. Акцию можно начинать с именитых попечителей.

6.6. Создать зону «Саха ahа» для массовой кухни с соблюдением санитарно-гигиенических условий хранения и продажи продуктов питания.

6.7. Создать зону «Игры Саха», где можно установить навес со столами для настольных игр и забав. Для детей- зал загадок и вербальных игр.

6.8. Вести пропаганду участия населения в празднике Ысыах в традиционной национальной одежде, привлечь пригороды, Управы городского округа «гЛкутск» и организации, поощрять лучшие национальные костюмы гостей Ысыаха.

6.9. Предварительно организовать ярмарку национальной одежды, утвари, атрибутов Ысыаха для населения.

Празднование «Ысыах Туймаады- 2006» способствует в укреплении дружбы, согласия, многовековой культуры совместного проживания народов разных национальностей, в реализации идей, изложенных в Послании Президента РФ к Федеральному Собранию во имя Человека, созидания и развития общества.

Авторы:

У.А.Винокурова- д.с.н.

Е.Н.Романова- д.и.н.

В.Б.Игнатьева- к.и.н.

На основе идей Круглого стола, проведенного 15.03.2006 г. в «Арчы Дьиэтэ»

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы