main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



Концепция системы кочевых образовательных учреждений

Республики Саха (Якутия)

Данная концепция определяет основные направления развития системы кочевых образовательных учреждений в Республике Саха (Якутия) с целью обеспечения доступности и высокого качества общего образования для представителей малочисленных народов Севера.


Историческая справка


В Республике Саха (Якутия) проживают около 120 народов, в том числе пять коренных малочисленных народов Севера: эвенки, эвены, долганы, юкагиры и чукчи.

По данным переписи населения 2002 г. (табл. 1), в республике проживают 18232 эвенка, 11657 эвена, 1097 юкагиров, 1272 долгана и 602 чукчи. Анализ переписей показывает неблагоприятную картину: исчезли многие родовые объединения, этнические группы, существовавшие в XVII веке. Например, юкагирские племена занимали огромную территорию бассейнов рек Яны, Индигирки, Алазеи, Колымы и Анадыря, и в ясачный список XVII века вошло около 4500 юкагиров. В конце XIX века, по данным первой переписи (1897 г.), их насчитывалось только 948 человек, за триста лет численность юкагиров сократилась в 6,4 раза. По данным Госкомстата РС (Я), в настоящее время коренных малочисленных народов Севера насчитывается около 21 тыс. чел. (табл. 2).

Этническая структура населения была и остается объективно сложной и разнородной по многим основаниям, в т.ч. по уровню экономического и социального развития народов, по их исторической принадлежности к разным цивилизационным зонам, Этнические группы аборигенов Севера принадлежат к различным языковым семьям и группам: эвены и эвенки – к тунгусо-маньчжурам; чукчи и юкагиры – к палеоазиатам; якуты и долгане – к тюркам. Они различаются по культуре, языку, традициям и обычаям

В первые годы Советской власти в местах проживания коренных народов были созданы родовые советы, начали работать школы-интернаты, кочевые школы, красные чумы, врачебные отряды. За эти годы произошли многие преобразования в жизни оленеводов. При этом не учитывалось самое главное – кочевой образ жизни малочисленных народов. Так, Совет Министров РСФСР Постановлением от 20 февраля 1960 года «Об оказании дополнительной помощи в развитии хозяйства и культуры народностей Севера» поставил вопрос о переводе в ближайшие годы всего кочевого населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним отдельных местностей на оседлый образ жизни. Этим был нанесен серьезный урон вековому образу жизни оленевода со всеми отсюда вытекающими отрицательными социальными последствиями.

Кочевая жизнь — это уникальная цивилизация, созданная народами в течение многих столетий. Неоценимым вкладом коренных малочисленных народов Севера в мировую культуру является создание кочевого образа жизни оленеводческих народов на полюсе холода, в тундре у берегов Ледовитого океана, сохранение и приумножение его в течение многих столетий. Преодолевая за многие века неимоверные препятствия, они донесли его до наших дней. Тем самым коренные народы расширили на планете плацдарм для жизнедеятельности человека. Более того, каждый народ создал уникальную, самобытную этническую культуру, верования, обычаи и традиции, обеспечив непрерывную связь поколений. В совокупности это составляет циркумполярную культуру народов Севера – оригинальную часть земной цивилизации (табл. 3).

Система образования любого народа не может быть построена вне уклада и образа жизни самого народа. У оленеводов, охотников и рыбаков, т.е. у коренных малочисленных народов Севера – это кочевой и полукочевой образ жизни.

Сегодняшняя реальность поставила перед народами Севера конкретную задачу: искать пути выхода из кризиса, приведшего их на грань этнической катастрофы, обеспечить возможность этнического выживания, утвердить приоритет самобытной народной жизни.

Современное состояние образования

малочисленных народов Севера

В местах компактного проживания малочисленных народов Севера насчитываются 5657 детей дошкольного возраста, из них родному языку обучаются 396, или 22,5%. Из 69 общеобразовательных школ населенных пунктов родные языки изучаются в 31 школе, в том числе эвенский – в 19 школах с охватом 1014 учащихся, т.е. 35,8%, эвенкийский – в 9 школах с охватом 789 учащихся, юкагирский – в 2 школах с охватом 99 учащихся, чукотский – в 1 школе с охватом 80 учащихся.

Родные языки как языки общения сохранились в 7 населенных пунктах компактного проживания малочисленных народов:

• эвенский – в пп. Березовка Среднеколымского, Себян-Кюель Кобяйского, Тополиное Томпонского, Андрюшкино Нижнеколымского улусов;

• эвенкийский – в п. Иенгра Нерюнгринского, в с. Тяня Олекминского улусов;

• чукотский – в п. Колымское Нижнеколымского улуса.

В остальных улусах, где произошли изменения в традиционном укладе жизни малочисленных народов, родные языки практически утрачены, преподаются как предмет или факультативно, в качестве второго языка.

В условиях модернизации российского образования сохранение традиционного уклада жизни рассматривается как фактор развития языков и культур малочисленных народов Севера.

В дошкольных образовательных учреждениях изучение родных языков затруднено из-за нехватки специалистов-носителей родного языка, владеющих методикой обучения и воспитания.

В школах продолжается экспериментальная работа по возрождению и сохранению родных языков и традиционной культуры. Эти школы достигли определенных успехов в учебно-воспитательной работе (табл. 4).

В настоящее время, несмотря на отсутствие соответствующих материально-технических условий, нормативно-правовой базы, функционируют 9 кочевых школ (табл. 5). В условиях суровой арктической тундры школа в тесной связи с родителями успешно выполняет задачи воспитания и обучения детей без отрыва от семьи, приобщая их к традиционным отраслям хозяйствования, сохраняя культурное наследие кочующих народов.

Проблемы организации учебного процесса в кочевых условиях в местах традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера вытекают из существующих природно-климатических, социально-экономических условий:

• Низкая плотность населения – 0,1 чел. на кв. км.

• Удалённость улусных центров от столицы республики: 15 находятся на расстоянии более 1000 км наземным путём, 8 – более 2000 км наземным путём, 10 – более 1000 км воздушным путём. Средняя удалённость периферийных центров от улусного центра – 173 км.

• Территориальная разобщенность сельских школ. Например, Аллаиховский улус – площадь 107,3 тыс. кв. км, школ – 6; Булунский улус – площадь 223,6 тыс. кв. км, школ – 9; Оленекский улус – площадь 318,1 тыс. кв. км, школ – 4. В Верхоянском улусе Суордахская средняя школа находится на расстоянии 402 км от центра улуса, в Кобяйском улусе Себян-Кюельская школа – 460 км, в Нижнеколымском улусе Андрюшкинская школа – 450 км, в Оленекском Эйикская школа – 550 км, в Нижнеянском Нижнеянская школа – 581 км, Усть-Янская школа – 537 км.

• Слаборазвитость транспортной инфраструктуры. В период ледостава рек и весеннего половодья большинство населённых пунктов на 4 – 5 месяцев оказываются отрезанными от сообщения наземным (водным) путем.

• Низкая наполняемость классов. Средняя по республике – 13,5 чел., наименьший показатель в отдалённых сельских и арктических улусах – 5,1 чел.

• Высокий среднегодовой расход на одного ученика сельских арктических улусов – от 27 до 39 тыс. руб. (при общереспубликанском – 18, общероссийском – 7 тыс. руб.).

• Другие проблемы: отсутствие средств устойчивой связи, дефицит энергообеспечения кочевых родовых общин, недостаточное финансирование перевозки товаров первой необходимости, отсутствие качественных бытовых условий, нехватка средств на развитие транспорта и др.

Данные проблемы ставят совершенно неординарные задачи перед единой государственной системой общеобразовательной школы России, в том числе Республики Саха (Якутия).

Организация обучения и воспитания детей в условиях семейного, производственного кочевья народов Севера, углубленное изучение родных языков в естественных жизненных условиях, в процессе труда и традиционного образа жизни, ознакомление с живыми народными традициями, обычаями родителей, привитие ценностей этнической культуры народов приведёт древнейшие народы к спасению от исчезновения в новых исторических условиях. Кочевая школа способствует укреплению связи поколений, воспитанию детей, в совершенстве владеющих родным языком, знающих традиции и культуру своего народа. Они будут способны продолжить образование в учебных заведениях и станут квалифицированными специалистами в различных областях.

Таким образом, при практическом решении задач по удовлетворению образовательных потребностей кочующих народов Севера решится проблема восстановления разорванных связей между поколениями народов Севера.

Цели и задачи создания

системы кочевых образовательных учреждений

Объект:

Образовательные учреждения для малочисленных народов Севера и их филиалы в местах производственного кочевья оленеводов, охотников, рыбаков.

Предмет:

поиск и проверка нового содержания методов и форм обучения;

заложение прочных основ для практического овладения учащимися родными языками;

разработка методики преподавания предметов с учетом этнопсихологии и этнопедагогики каждого народа Севера;

обеспечение изучения основ наук в соответствии с образовательными стандартами;

формирование оптимального варианта учебного плана;

выявление оптимальных методов формирования творческой личности, развития способностей детей и их подготовки к сознательному выбору жизненных целей;

формирование навыков профессии оленевода, охотника и рыбака, национального шитья и прикладного искусства у детей народов, ведущих кочевой образ жизни.

Цели:

• создание модели системы кочевого образования коренных малочисленных народов Севера с дифференцированным обучением на родном языке, позволяющим сохранить культуру, национальные традиции, язык народа и сформировать личность с высоким творческим потенциалом;

• воспитание на примере вековых традиций хозяйствования народа, сохраняющего кочевой уклад жизни;

• использование новых информационных технологий и техники для Севера;

• постепенное создание условий для соединения разорванных связей поколений, семей с тем, чтобы обеспечить сохранение и дальнейшее развитие традиционного образа жизни и этнической культуры народа;

• обеспечение обучения и воспитания в лице личности учителя и родителя;

• создание нового поколения интегрированных учебно-методических пособий на родном языке учащегося.

Задачи:

• разработать и внедрить систему кочевого образования коренных малочисленных народов Севера;

• разработать содержание преподавания предметов национально-регионального компонента с учетом специфики содержания этнической культуры каждого народа Севера;

• разработать программу языкового образования детей в этнической школе, скоординировать цели и содержание образования, определить частичную интеграцию предметов гуманитарного цикла;

• внесение коррективов в социально-педагогическую практику путем возрождения традиций кочевого образа жизни народа, сохранения уклада жизни оленевода, охотника, укрепления семейных связей;

• интенсивно развивать интеллектуальные способности ребенка в системе развивающего обучения;

• предоставить одаренному ребенку возможность специализироваться по выбранному профилю;

• привитие учащимся навыков управления маломерной техникой в условиях Севера;

• составление и выпуск новых комплектов учебников и учебно-методических пособий на языках коренных малочисленных народов Севера.

Общие основы создания системы кочевого образования

Для создания системы кочевого образования в Республике Саха (Якутия) имеются общие объективные основания:

1. Коренные народы Севера, несмотря на дисперсное население, сохранили единство этнических признаков: язык в письменной и устной форме, самобытную этническую культуру, общность материальной культуры, уклад жизни, традиционные формы хозяйствования (оленеводство, охота, рыболовство).

2. Создание кочевых образовательных учреждений невозможно без восстановления традиционного уклада жизни — кочевых родовых общин. Родовое и общинное самоуправление народа было формой хозяйствования, укладом жизни и способом коллективного выживания в экстремальных условиях Севера. Принципы обучения и воспитания детей северян исходят из условий жизни на Севере.

Этнопедагогика народов Севера – первооснова содержания кочевых образовательных учреждений. Она базируется не на мероприятиях, программах или действиях, а на традициях, обычаях, верованиях.

В этнопедагогике народов Севера выделяются следующие области:

• методы этнопедагогики в раздельном воспитании мальчиков и девочек;

• морально-этические нормы, общие для всего народа, этика взаимоотношений;

• отношение человека к окружающей природе (человек как частица природы);

• духовное наследие, верования, обычаи, обряды и традиции народа.

Содержание этнопедагогики народов Севера не исчерпывается вышеперечисленным. Мы подчеркнули эти области этнопедагогики народа как первый необходимый компонент для обоснования кочевой школы. Во всей системе воспитания должны проходить красной нитью основные заповеди этнопедагогики:

• бережное отношение к человеку: «Оставляй ему все, что можешь: источник огня, дрова на растопку, еду и др.»;

• бережное отношение к Природе: «Относись к природе как к самому себе, как к своим предкам, ибо ты сам являешься ее частицей»;

• бережное отношение ко всему окружающему: «Горы, реки, леса, тундра оберегают, защищают человека и все живое, и ты должен относиться к ним бережно»;

• бережное отношение ко всему живому;

• бережное отношение к предкам: «Предки твои были сильнее, добрее и умнее тебя. Сохрани их в памяти и продолжай их дело»;

• природосообразность человеческой деятельности: «Везде порядок. Посмотри кругом: на небе, в природе вокруг тебя, в смене времени года, дня и ночи. И у тебя должен быть порядок в поведении, в отношении к людям, в чуме, везде, где ты живешь, работаешь, охотишься, учишься»;

• «Будь терпеливым, добрым, отзывчивым, честным, смелым».

Эти и другие заповеди народов Севера должны стать содержанием воспитания детей.

Основные направления работы

Кочевая школа определяется специфическим содержанием образования, которое определяется собственной материальной и духовной культурой народа, взаимодействием с культурой соседних народов и через них – с мировой культурой и цивилизацией.

Исходя из этого основными направлениями работы кочевых образовательных учреждений являются:

• Изменение содержания учебно - воспитательной работы

Структура, форма и содержание учебников и учебно-методических пособий требуют серьезных изменений.

Определение номенклатуры учебных предметов с точки зрения европейской цивилизации вытеснило национальное содержание, что способствовало отрыву поколений.

В соответствии с целями и задачами кочевой школы мы предлагаем такие предметы:

1. Родной язык.

2. Русский язык.

3. Математика.

4. Естествознание.

Структуру содержания учебников необходимо построить по основам жизни коренных малочисленных народов Севера на фоне времен года, у эвенов, например, не 4, а 6 времен года, и 8 хозяйственных циклов. Внутри каждого периода содержание определяется хозяйственной деятельностью, изменением природы, календарными датами: летовка, сезон грибов, время поиска оленей, пастьба в зимнее время, ранняя весна, отел оленей, День оленевода и т.д.

С учетом кочевого образа жизни следует адаптировать учебники и учебные пособия по форме:

1. Обычные учебники и учебные пособия необходимо сделать удобными: а) легкими по весу; б) яркими по цвету; в) раскладными по четвертям.

2. Учебные пособия издать в форме цветных ярких альбомов.

3. Учебники и учебно-методические пособия дополнить аудиоприложениями.

4. Издать учебники в электронном варианте.

2. Изменение организации учебного процесса

В настоящее время начало учебного года в кочевых школах определяется по-разному. В целях унификации цикла учебного года в кочевых школах органы местного самоуправления и Министерство образования Республики Саха (Якутия) могут договориться о создании единого цикла по необходимости, исходя из особенностей периода хозяйственной деятельности и желания родителей.

Ступени обучения и воспитания :

Дошкольный период до 7 лет, в семейных детских садах, общинных (родовых) детских садах, кочевых детских садах – филиалы ДОУ;

I ступень – начальные классы (I-IV классы), в кочевых школах;

II ступень – средние классы (V- IХ классы), в базовой школе, с организацией сезонного кочевья;

III ступень – старшие классы (Х-XI классы), в базовой школе.

Ступени даны условно, особенно 1-я ступень. При организации учебного процесса следует учесть некоторые объективные моменты, которых следует придерживаться, например:

1. Начать обучение чуть позднее, когда ребенок физически и умственно готов к этому.

2. В начальных классах обучение ведет один учитель.

• Обучение должно быть практико-ориентированным, направленным на подготовку ребенка к жизни.

Базы обновления системы кочевых образовательных учреждений

Обязательными условиями, без чего невозможно создание системы кочевого образования, являются:

1. Социальная база. Создание кочевых образовательных учреждений – это, прежде всего, социальный заказ народа. Он исходит из тенденций развития этноса, живущего в оленеводческих стадах, селах, улусах республики и России, запроса родителей и интереса детей.

Фундаментом социальной базы является восстановление уклада жизни народа, на котором будут созданы условия для всестороннего развития данного этноса. Народы Севера Республики Саха (Якутия) взялись за восстановление кочевых родовых общин как этнического уклада жизни. В Республике Саха (Якутия) принят Закон "О кочевых родовых общинах народов Севера".

На первом съезде кочевых родовых общин Республики Саха (Якутия) принято обращение к Правительству республики, где говорится: "I-й съезд общин, обсудив проблемы выживания малочисленных народов Севера Якутии в нынешних условиях, признает своевременным волеизъявление этих народов и воссоздание самоуправляемых свободных кочевых родовых общин и этнических национальных хозяйств как уклада жизни и хозяйственной деятельности... I-й съезд кочевых родовых общин считает, что воссозданные родовые общины станут действительной социально-экономической и духовной базой возрождения, дальнейшего процветания и жизненного уклада малочисленных народов Севера...". С точки зрения создания кочевых школ родовые кочевые общины становятся фактором:

1) воссоединения семей оленеводов, охотников и рыбаков;

2) возобновления способа традиционного хозяйствования;

3) возрождения, сохранения и развития языков и национальной культуры, традиций и обычаев. Эти и другие преимущества родовой кочевой общины станут стержнем социальной базы организации кочевых школ.

2. Материально-техническая база является одной из необходимых условий создания кочевых образовательных учреждений. Она предполагает создание:

• в стойбищах родовых кочевых общин, в поселках и центрах улусов объектов народного образования, соответствующих условиям Севера, национального уклада жизни, архитектурных конструкций с благоустройством;

• создание нового поколения учебно-методических пособий на языках народов Севера и издательско-полиграфической базы, новых образовательных технологий и др.

3. Научной базой создания кочевых образовательных учреждений должны служить целенаправленные социолингвистические, этнографические, социологические, лингвистические, филологические и научно-педагогические исследования научных учреждений, вузов, занимающихся данными проблемами. Для этого необходимы координация и интеграция их усилий в новых условиях социально-экономической жизни.

4. Кадровая база кочевых образовательных учреждений создается на основе этнопедагогики народа людьми, обладающими мастерством педагога и знающими культуру, язык своего народа. Необходимо изменить современную систему подготовки педагогических кадров в сторону интеграции специальностей, т.е. подготовки педагогов, совмещающих разные специальности. Это объективно диктуется следующими обстоятельствами:

1) С первых школьных лет ребенку-северянину в силу ряда обстоятельств и особенностей этнопсихологии необходимо, чтобы все (или подавляющее большинство) предметы преподавались одним учителем.

2) Только один учитель может обеспечить достаточный баланс межпредметных связей. Это чрезвычайно важно, чтобы все предметы сливались в один процесс познания окружающего мира через призму взглядов и воздействия одного лица.

В связи с этим требуется подготовка специалистов-педагогов нового поколения, знающих азы этнопедагогики и этнопсихологии, владеющего языком того или иного народа Севера.

Учителя начальных классов кочевой школы должны знать жизнь и традиционные занятия жителей этой местности, культуру и язык народа. В некоторых школах-садах в отдаленных стойбищах родовых общин нужны специалисты, например:

• учитель начальных классов – ветсанитар или радист, или водитель;

• учитель начальных классов, прошедший учебу по оказанию первой медицинской помощи;

• учитель начальных классов, мастер по прикладному искусству или обученный для культпросвет работы.

Необходимы базы для использования современных информационных технологий и дистанционного образования школ.

Могут быть и другие комбинации специальностей.

Для III ступени нужны такие специалисты-предметники широкого профиля, как:

? филолог – учитель русского, иностранного, родного языков, литературы и фольклора. Языки могут варьироваться, например, якутский в Республике Саха (Якутия), чукотский в Чукотском автономном округе, корякский – на Камчатке и т.д.

? учитель физики-математики-информатики.

? учитель биологии-химии-географии.

? учитель истории.

? учитель национальной культуры, музыки, изобразительного искусства и др.

Здесь намечены общие направления с целью обращения внимания на необходимость изменения системы и профиля подготовки педагогических кадров в вузах и ССУЗах.

Все это предопределяет организацию новых типов учебных заведений, а также изменение профиля, структуры и программ обучения существующих учебных заведений Республики Саха (Якутия). В республике созданы новые специальные учебные заведения, наметился переход на колледжную систему:

• Республиканская школа-интернат «Арктика»;

• Саха-канадская школа для детей коренных малочисленных народов Севера;

• Нижнеколымский колледж народов Севера;

• Якутский педагогический колледж №1, Якутский педагогический колледж №2 и др.;

• Кафедра северной филологии филологического факультета Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова.

Задачи совершенствования системы образования и организации кочевой школы требуют совершенствования и системы подготовки кадров. По нашему мнению, это возможно в настоящее время. Эту работу следовало бы вести по двум направлениям:

1. Программы средних учебных заведений интегрировать с программами соответствующих кафедр Якутского госуниверситета и ССУЗов. Например, Нижнеколымский колледж народов Севера:

- кафедра северной филологии;

- кафедра педагогики;

- Якутская государственная сельскохозяйственная академия.

Якутский педагогический колледж №1:

- кафедра северной филологии ЯГУ;

- кафедра педагогики ЯГУ.

Якутский педагогический колледж №2:

- кафедра педагогики ЯГУ и т.д.

2. Интегрировать программы самих средних учебных заведений или создать на их базе новые учебные заведения для подготовки специалистов – учителей начальных классов с широкой специализацией, например, таких, какие изложены выше.

В целом, нужна постепенная реорганизация средних и высших учебных заведений с целью подготовки специалистов широкого профиля, на чьи плечи будут возложены задачи возрождения и развития коренных народов, в частности, создание кочевых школ.

5. Нормативно-правовая база кочевых образовательных учреждений. Без создания правовой основы невозможно обеспечить создание кочевых образовательных учреждений. Правовое обеспечение осуществляет государство. Совокупность законов, постановлений и подзаконных актов государства, нацеленных на обеспечение полнокровной работы органов народного образования, школ, средних и высших учебных заведений, науки, а также обеспечение прав народов и граждан обучать и воспитывать детей на родном языке, традициям и национальной культуре и создание условий для этого, нами условно названа нормативно-правовой базой создания общинной (кочевой) школы.

В Республике Саха (Якутия) действуют два федеральных закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ряд республиканских законов: «Об образовании», «Об учителе», «Об учебниках и учебных пособиях для учреждений дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования», «О государственном сельском образовательном учреждении» и др., опираясь на которые было бы целесообразным разработать и принять закон «О системе кочевых образовательных учреждений».

В Республике Саха (Якутия) принимаются и другие важные законодательные акты, прямо или опосредованно направленные на правовое обеспечение, обновление и возрождение национальных школ. Среди них: закон «О языках в Республике Саха (Якутия)», Концепция возрождения, сохранения и развития языков коренных народов Республики Саха (Якутия), Государственная программа развития языков коренных народов Республики Саха (Якутия), закон «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера» и др.

Механизм реализации

Основным звеном механизма реализации этого могла быть специальная Целевая государственная программа Республики Саха (Якутия) «Система кочевого образования по созданию кочевых образовательных учреждений народов Севера». И в соответствии с таким Постановлением Правительства все органы государственной власти и управления будут иметь свои соответствующие программы согласно их функциям и компетенции для создания соответствующих баз и организации работ по созданию кочевых школ.

На местах основным очагом создания кочевых образовательных учреждений являются формы местного самоуправления и родовые кочевые общины народов Севера. Судьба кочевых образовательных учреждений будет зависеть от их деятельности при активной поддержке самих народов Севера.

Созданием баз возрождения будут заниматься соответствующие государственные организации и учреждения, в т.ч. научные, органы местного самоуправления, ассоциации и объединения народов Севера, будет использоваться спонсорская помощь, гранты и др.

Одним из механизмов реализации концепции системы кочевого образования являются межведомственные координационные советы заинтересованных организаций и учреждений, научно-методические центры и иные общественные объединения, республиканские и местные.

Некоторые выводы

• Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока за последние десятилетия на своих 3-х Всероссийских съездах (1990, 1995, 2000 гг.), кроме того, каждый народ Севера в своих национальных, региональных съездах, в т.ч. в Республике Саха (Якутия) эвены, эвенки, чукчи, долгане и юкагиры в резолюциях своих съездов, зафиксировали, что реальная действительность в настоящее время ставит перед всеми народами Севера вопрос: быть или не быть, сохраниться в XXI веке как самостоятельные этносы, народы или, ассимилировавшись, раствориться во многомиллионной массе россиян, потеряв многовековую культуру, языки, традиции и обычаи.

Осознавая эту крайне драматическую ситуацию, народы Севера постепенно делают шаги к самоспасению – возрождению самобытного кочевого образа жизни оленевода, охотника и рыбака. Начался и развивается процесс возвращения к истокам – к созданию общинного кочевого образа жизни путем организации кочевых родовых общин.

• В процессе этого движения перед народами Севера в новых исторических условиях встают еще более сложные задачи: как сохранить самобытную культуру, оригинальные языки, традиции, обычаи.

• Решение этих задач зависит от многих слагаемых, одним из наиважнейших среди них является воссоединение разрозненных связей поколений не только внутри этноса, но и внутри каждой семьи северянина.

Переживаемый нами сегодня широкомасштабный социально-экономический и политический кризис в России усложняет и решение этой судьбоносной для народов Севера проблемы.

• Коллективными усилиями за последние десятилетия найдено разрешение этого вопроса. Это создание системы общинного образования кочующих народов Севера Республики Саха (Якутия), главным звеном которой является организация различных типов кочевых школ.

• Идея создания системы общинного кочевого образования – социальный заказ народов Севера, которые оказались на грани этнической катастрофы и взяли курс на возрождение на основе сохранившихся очагов кочевого образа жизни оленевода, охотника и рыбака, сохранение и развитие национальной культуры, языка, традиций и обычаев.

• В Республике Саха (Якутия) в Среднеколымском, Нижнеколымском, Томпонском, Кобяйском и других оленеводческих улусах кочевые родовые общины изъявили желание создать такие учреждения с целью укрепления семейных связей, воссоздания, развития и сохранения преемственности поколений. На основе этого постепенно будет восстановлено то, что было упущено, а именно – право обучать и воспитывать ребенка в естественной среде обитания народа, в оленеводческих стадах, в охотничьих и рыболовецких угодьях, право воспитывать на родном языке.

• Есть уже некоторые результаты учебно-воспитательной работы в этих кочевых образовательных учреждениях: улучшение показателей успеваемости, повышение интереса детей к образованию, родному языку, национальной культуре. Дети охотно приобретают навыки традиционных занятий родителей, учатся бережному отношению к природе, укрепляется любовь детей к «малой родине», родному краю. Расширяются возможности для духовного и физического развития детей.

• В условиях большой отдаленности таких кочевых образовательных учреждений от улусных центров, сельских поселков, столицы республики, предполагающей большую информационную изолированность, крайне необходимым становится широкое внедрение информационных технологий и дистанционного образования.

• Несмотря на наличие объективных трудностей в условиях Республики Саха (Якутия) есть возможность внедрения системы кочевого образования народов Севера.

Эту судьбоносную для коренных малочисленных народов Севера работу возглавляет Министерство образования Республики Саха (Якутия), привлекая все заинтересованные структуры республики, научные и общественные организаций. В сентябре 2003 года прошла встреча министров образования циркумполярных стран.

ЮНЕСКО обратило внимание на эту проблему. Что система кочевого образования в Республике Саха (Якутия) одним из первых в Российской Федерации получит широкую поддержку авторитетных международных организаций.

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы