main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



Обряд поклонения Верхним Божествам и светлоликому

господину Үрүң Аар Тойону.

Алгысчыт — заклинатель добрых сил, в сопровождении 8 невинных девушек и 9 юношей, кланяясь в четыре стороны, вступают на томтор. Алгысчыт возносит над огнем благодарность, хвалу и молитву светлоликому

Үрүң Аар Тойон, всем небожителям и духам — хозяевам природы; заклинает божеств о ниспослании жителям срединного мира благополучия и процветания.

Обряд поклонения Дьөһөгөй Айыы.

Лошадь — особо почитаемое Божество якутов. Во время праздника Ысыах выражают ему высокое почтение со словами благословения. Алгысчыт проводит обряд «Поклонения Дьөһөгөй Айыы» - покровителю конного скота и даруют ему людям отважных мужчин, ретивых коней.

Обряд кумысопития.

Кумыс — напиток богов на Ысыахе - это прямая диалогическая связь между людьми и сферой высших божеств Айыы. Кумыс считается особым даром богов, неисчерпаемым. Носителем жизненной силы - «кут-сүр», дарованный божествами и является одним из источников богатства и изобилия. После молитвенного обращения и крапления кумыса божествам и духам, право первыми отпить кумыс в центре Түһүлгэ имеют главные устроители праздника: Президент РС (Я) В.А. Штыров и Мэр г. Якутска И.Ф.Михальчук. Со здравицами «Уруй-Айхал» поднимают чорон, поклонившись, пьют кумыс и гости Ысыаха.

Танец победы.

Осуохай - хороводный танец, обязательно исполняемый на празднике Ысыах в знак поклонения божествам Айыы. В далеком прошлом ему придавалось магическое значение. Чтобы умилостивить богов, задобрить духов, люди танцевали Осуохай. Считается, что слаженное исполнение будет способствовать благополучной жизни.

Ритуальный танец Осуохай — это символ единения, доброй воли и благопожеланий. Все приглашаются на Түһүлгэ Победы на праздничный Осуохай. 9 полукругов замыкаются в 9 кругов Осуохая.

Обряд поклонения Солнечному Богу — Үрүң Аар Тойону, создателю

мира и всего живого на Земле, верхним светлым божествам.

Алгысчыт — заклинатель добрых сил, с сопровождающими вступает на түһүлгэ. Начинается священнодействие. Согласно ритуалу, он обращается, начиная со светлых духов Земли ко всем верхним божествам и Светлоликому Создателю Господину - Үрүң Аар Тойону , заклинает Бога и божеств о ниспослании жителям срединного мира благополучия и процветания. Все гости должны воспринимать слова благословения, стоя и повторят ритуальные движения алгысчыта, заключительные слова здравицы «Уруй!», «Айхал!», «Уруй туску!».

Алгыс поклонения Дьөһөгөй Айыы - покровителю и дарителю лошадей. Церемония кумысопития.

Дьөһөгөй Айыы - один из главных божеств Саха, даритель и покровитель лошадей. Он дает людям отважных мужчин, ретивых лошадей и могучих быков. В древних легендах рассказывается, что при удачных молениях Дьөһөгөй Айыы появляется в образе белого жеребца. В Олонхо Дьөһөгөй Айыы - прародитель богатырей среднего мира, даритель богатырского коня.

Алгысчыт благословляет, восхваляет Дьөһөгөй Айыы и просит разрешения испить священный напиток — кобылий кумыс, божественный дар. В Олонхо умирающим, истощенным богатырям верхние божества ниспосылают кумыс через небесных посланников. После принятия кумыса силы героя восстанавливаются, и он побеждает врага.

Гостям преподносят чороны с кумысом. Гости пробуют кумыс и ритуальную пищу.

Церемония заканчивается ритуальным танцем лошадей.

II часть. Театрализованное представление « Предание старины глубокой”. Отрывок «из олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»

Борьба добра и зла, торжество добро - извечно философское понятие народа Саха и является главным лейтмотивом праздника Ыһыах. Этот элемент всегда включался в празднование Ыһыаха.

Борьба темных и светлых сил особо ярко отражена в олонхо. Народ Саха в длинные зимние вечера любил слушать эпос олонхо. Сказители-олонхосуты были особом почете.

Летом во время празднования Ыһыах под общее одобрение собравшихся слушали и демонстрировали олонхо.

«Ньургун Боотур Стремительный» - древнейший крупнейший памятник героического эпоса народа Саха, свидетель его огромной духовной культуры, в яркой художественной форме, отражающий историю и мировоззрение народа Саха.

Подобно древнегреческим мифам, и в якутском эпосе боги поселили первых людей на земле — в Среднем мире, Верхний мир находился во власти светлых богов, и лишь края его занимали злые исполины — абааһы. Нижним, подземным миром прав или чудовища, враждебные людям.

Во мгле тех незапамятных лет, мирную жизнь доброго племени Айыы нарушил Богатырь Нижнего мира Уот Уһутаакы, похитив красавицу Срединного мира Туйаарыма Куо. Чудовища абааһы начинают разрушать прекрасную страну и уничтожать на ней все живое. Спасает красавицу и племя людское, богатырь Ньургун Боотур, посланный из Верхнего мира в Срединный мир от нечисти охранять, защитить доверчивых, добросердечных людей племен Айыы айма5а. Расцветает заповедное лоно земли, всходит солнце счастливой судьбы, добрый выпадает жребий айыы айма5а — родственникам божества в радости жить, множиться, расцветать, горя былого не знать.

От великой радости очищения страны от тих чудовищ и создания на ней изобильной, мирной и счастливой жизни во имя торжества, добра и радости жизни начало устраиваться и до сих времен продолжается кумысное празднество Ыһыах.

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы