main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



Первая годовщина Оленекского эвенкийского национального района


(путевые заметки социолога)

11 октября в жизни заполярного Оленекского района состоялось знаменательное событие, наступление которого население добивалось всем миром. Это событие имеет глубокие исторические и этнические корни, скрученные как ствол березы, выросшей в борьбе за выживание на стылой арктической земле. Археологи обнаруживают следы древнего человека, оставленные здесь 35-12 тысяч лет тому назад. На этих просторах испокон веков жили эвенки - оленеводы и охотники. До сих пор жива в сознании потомков легенда о Урун Хосууне, эвенкийском богатыре, защищавшем родные земли от нашествия чужих.

В настоящее время район занимает одну десятую территорию республики, где проживают 4110 жителей, большинство из которых составляют эвенки, сохранившие традиционную материальную и духовную культуру. Здесь нет промышленных предприятий. Повсюду простирается заснеженная огромная тундра, лесотундра, среди которой как очаги жизни светятся дома четырех сел. В трудные перестроечные времена только благодаря сохранившимся навыкам охоты на дикого оленя мужчины сумели прокормить свои семьи. И сейчас дикий олень – источник жизни для эвенкийских семей.

Жизнь в Оленекском районе представляет собой неустойчивый баланс между традиционным и новым. Здесь продолжают уважать трудящихся. На торжественном заседании почетных грамот администрации муниципального образования удостоились операторы котельных, оленеводы, охотники, няни и продавцы. Большой радостью стало открытие каменной бани, старательно построенной бригадой местных парней, которых почтительно называли «господа строители». Более 250 человек остаются безработными, большинство из них молодые люди как следствие отчуждения от традиционных видов занятости и трудности создания новых рабочих мест. В настоящее время создается база для мелкоштучной строительной индустрии, на которую возлагаются обоснованные надежды по решению трудовой занятости и жилищных проблем.

Дух общинности, сплачивающей людей тундры, проявляется прежде всего в поддержке национальных интересов эвенков. Особенно показательна в этом отношении история достижения статуса району национального эвенкийского. В 1991 году провели сначала социологический опрос по вопросу преобразования Оленекского районного совета в национальный совет и о преобразовании четырех сельских советов – Оленекского, Жилиндинского, Шологонского и Кирбяйского в национальные наслега. На сходах приняли участие 85,4% населения, из них 77,7% поддержали статус эвенкийского национального. Президиум Верховного Совета Республики принял решение о преобразовании в национальные сельские советы, а статус района не изменили, так как по закону полагалось проведение референдума. На следующий год провели референдум, выявивший солидарную поддержку статуса - 89,8%. Надо отметить, что эвенки представляли в то время 69% населения. Таким образом, все жители района независимо от национальной принадлежности поддержали стремление эвенков к национальному самоуправлению. Однако в то время история России круто изменила свой курс, рухнула советская власть, Верховный Совет ЯАССР был самораспущен. Волеизъявление арктических жителей не получило должного признания.

В 2004 году население Оленекского улуса вновь провело повторный референдум. На этот раз проголосовали «за» эвенкийский национальный статус почти все избиратели – 91,5%. На этот раз волеизъявление жителей Оленекского улуса получило поддержку на всех инстанциях, и 12 октября 2005 года стал историческим днем признания эвенкийского самоуправления на исконных землях в Республике Саха (Якутия).

Территория Оленекского района признана территорией традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Юридическое содержание защиты интересов коренных жителей, оленеводов, ведущих кочевой образ жизни на таких территориях, предстоит еще наполнить на федеральном уровне. На республиканском уровне нужно разработать ведомственную целевую программу развития эвенкийского национального района. Распад ранее существовавшей государственной протекционной политики, системы централизованной поставки продуктов питания, поддержки оленеводства и регулирования охотпромысла «перекрыл кислород» для жителей Арктики. По федеральным законам природные ресурсы переданы под юрисдикцию федеральных органов власти, которые не озабочены обеспечением условий для достойной жизни оленеводов и охотников тундры. Исконная земля становится чужой, платной на каждом шагу. Надо платить за кадастровый учет огромных площадей оленьих пастбищ, за родовые охотугодья, покупать лицензии на отстрел диких оленей, промысловых зверей. Вертолет давно стал неподъемным для бюджета бригад оленеводов. Занятие традиционным видом хозяйственной деятельности становится роскошью, недоступной для коренных жителей. И за послесоветский период поголовье оленей сократилось в 7 раз, с 34 тысяч упало до 4,5 тысяч. Спасением был отстрел диких оленей. Но и здесь ввели ограничения: в год республиканские власти выделяют лишь 150 лицензий, так называемых котловых, для 4 тысяч человек. Этого крайне мало, так как здесь массово не разводят домашний скот и иную живность: имеется лишь 154 коров, 177 лошадей, 27 свиней и 92 куриц. Соответственно и среднедушевые доходы населения составляют лишь 57,5% к среднереспубликанскому уровню и понизились по сравнению с прошлым годом на 7%. Пенсия у бывших оленеводов крайне мала. Идет процесс неуклонного обнищания населения на фоне растущих арктических цен на все услуги и завозимые товары, электроснабжение, ЖКХ, связь, транспорт и т.д.

Оленекская земля богата алмазами и другими ценными полезными ископаемыми. Началась разработка россыпных месторождений алмазов в местности Хара-Мас и Талахтаах. Никаких отчислений в местный бюджет они не делают, нет такого закона о компенсационных отчислениях за нарушение среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов. И на этой алмазоносной земле 80% жилья коренных жителей представляют собой ветхие лачужки, отапливаемые малорослой арктической деревесиной. Семьи оленеводов кочуют зимой и летом в палатках из брезента, являющихся для них единственным видом жилья.

И, несмотря на реальное тяжелое положение, достойны восхищения стойкость и целеустремленность населения Оленекского района. Они сильны прежде всего сохранностью главных жизненных ценностей: сплоченностью, трудолюбием, чадолюбием, духовной преемственностью поколений, стремлением к творчеству и красоте. Поистине, на экологически чистой земле обитают чистые люди. Руководителями района и наслегов избраны молодые местные уроженцы, которые преданно с душой служат своему народу. Каждое достижение – результат объединения усилий руководства и населения. Всеобщая цель и радость– и введение бани, и строительство культурно-спортивного комплекса, и центра дополнительного образования, и жилого дома для молодых специалистов, и достижения детских ансамблей, педагогических коллективов, ветеранских организаций. Здесь сильны уважением к достойной активной старости. Ветераны сохраняют чувство ответственности за подрастающее поколение, за развитие эвенкийской культуры. Они готовы даже восстановить утраченный эвенкийский язык на собственном примере, чтобы молодежь росла со здоровым чувством национального достоинства.

Здесь любят детей и заботятся о них как о продолжателях эвенкийского образа жизни. В начале 90-х годов были открыты в разных районах республики десятки кочевых школ. Но сохранилась только Куонэлэкээнская кочевая школа в Оленекском районе, которой в эти дни исполнилось 15 лет. На ее базе был проведен семинар-тренинг с участием представителя ЮНЕСКО Сарвиро Ю. А. в рамках реализации проекта ЮНЕСКО «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у коренных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Так пробивается родник энергии самовосстановления эвенкийского народа, примеру которых будут следовать и другие народы, сохраняющие живую связь с исконной землей предков и стремящиеся к признанию своей культурной самобытности. Куонэлэкээнская школа выжила, благодаря прежде всего чадолюбию родителей и преданности педагогов к высокой цели создания условий преемственности через образование. Во что бы то ни стало, хотели воспитывать детей младшего школьного возраста, не отрывая их от родителей. Благодаря кочевой школе, в семьях оленеводов появились 5-6 детей, сохранились семьи и олени. И сейчас никто не ставит вопроса об интернатах для детей из семей оленеводов.

Выход на международный уровень этнокультурной образовательной практики предполагает комплексное решение множества вопросов функционирования кочевой школы. Она как главное звено тяжелой цепи проблем землепользования, транспортного обслуживания, энергоснабжения, обеспечения устойчивой связи, создания условий для сохранения здоровья, полноценного усвоения образовательных программ, общения со сверстниками, достойной зарплаты учителей-кочевников. Нужны современные дома для школы и жилья, устойчивая Интернет-связь. Такие вопросы могут быть решены только на уровне республиканской и федеральной власти. Надо разработать и ускорить принятие закона о кочевых и малокомплектных школах, ведь в них сосредоточена судьба коренных жителей огромных территорий Севера и Арктики.

Одной из отличительных особенностей Оленекского района можно назвать высокую компьютерную грамотность детей, педагогов и специалистов. Здесь активно пользуются Интернетом, изготовляют СД-записи фольклора, творчества ансамблей, певцов, печатают качественные буклеты и книжную продукцию. 35 лет изучают французский язык, поддерживают прямые связи с франкофонными школами Якутии и с французскими друзьями. Испокон веков эвенки отличаются лингвистическими способностями, и эти качества дают им возможность активно вступить в открытый диалог в содружестве народов мира.

В Оленекском районе усилиями нескольких поколений энтузиастов культуры создана особая этнокультурная среда, способная вывести на массовые праздники тысячный творческий коллектив фольклорных танцев и песен. В музее бережно сохраняются уникальные экспонаты. Здесь высоко развитая праздничная культура без пьянок и драк, массовые хороводы одетых в национальные костюмы людей всех возрастов. Этническая культура эвенков получила новый импульс в связи с получением статуса национального. Буквально все сшили себе праздничную национальную одежду из натуральных материалов, мастерски украсили ее узорами и мехами. Школьники, учителя и родители разучили эвенкийские песни и танцы. И за один год весь Оленек заговорил, запел на эвенкийском языке. Как огонь, тлевший в золе очага, засветилась эвенкийская душа. И, как свидетельствует эвенкийский ученый-педагог Ф. М. Леханова из Иенгра, она здесь услышала архаические эвенкийские слова, сохраненные лишь в словарях. По просьбе оленекцев она обещала написать учебник эвенкийского языка для взрослых, не владеющих этим языком.

Народный энтузиазм, взращенный на энергии национального самосохранения и самоуправления, безусловно, нуждается в разносторонней поддержке и заботе. Стремление к достойной жизни в Арктике в современных условиях присуще людям, осознающим свою неразрывную связь с родной природой в настоящем и будущем. Они как Оленекские столбы стоят на страже человеческой жизни на чистых просторах вечной мерзлоты.

Ульяна Винокурова, доктор социологических наук,
Проректор по науке Арктического государственного института культуры и искусств,
народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) 1-2 созывов.
р.т. 42-47-37; д.т. 33-18-26.

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы