main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



Первые спектакли - олонхо.

Коллективное исполнение олонхо впервые прозвучало в публичном представлении «Удалой добрый молодец Бэриэт» («Бэрт киси Бэриэт Бэргэн»), осуществленном в 1860 году Обществом распространения просвещения в Якутской области на сцене только что открывшегося Инородческого клуба. Этот спектакль не имел литературного текста – либретто. Среди исполнителей были такие выдающиеся олонхосуты, как П. Охлопков – Наара суох, М. Ионова, А. Кулаковский. Они хорошо знали наизусть все олонхо, поэтому роли не записывались, а просто распределялись между артистами. Спектакль создавался путем нанизывания на единый сюжетный стержень отдельных эпизодов из популярного в народе олоІхо. Тогдашний зритель, впоследствии академик Э. Пекарский заметил, что участники выбрали из обширного текста олонхо только три действия: бой богатырей, воскрешение Богатыря Света и свадебный пир по поводу его возвращения.


Ощущался героико – романтический дух спектакля: «Глубоко жизненная реалистическая основа олонхо давала возможность трактовать фантастический сюжет с позиций национально – освободительной борьбы... Богатырь Света – прекрасный человек Удалой Бэриэт олицетворял собою силу и молодость пробудившегося народа в борьбе с черной реакцией. Силы царского режима представлял богатырь с тремя тетивами Железный Лабырдан. Невыразимо прекрасна Айталы Куо, с которой хочет породниться отважный сильный народ. Только свобода приносит счастье – такова идея спектакля», пишет Э.К. Пекарский в «Живой старине» в 4 выпуске 1906 года.


В марте 1907 года состоялся второй спектакль – олоІхо «Знаменитый строптивый богатырь Кулантай». Экземпляр программы этого спектакля, сохраненный известным сибирским ученым и литератором П.Дравертом, дает возможность подробно ознакомиться с либретто. «Программа (на русском языке), пишет Драверт, - напечатана типографским способом на четырех страницах... судя по шрифту, работа выполнена в Якутской областной типографии.


Постановка отличалась достаточной реалистичностью. Фигурировало, например, «увесистая грудь» Дойду иччитэ – хозяйки далекого места, живущей в дупле роскошного дерева...


Костюм и бубен шамана были взяты из местного музея...

Беременность прекрасной Юринг Юкейдеи была подчеркнута подушкой, привязанной под платьем к животу артистки. Родившегося ребенка, конечно заменяла кукла. Между прочим, в числе исполнителей находилась супруга старого народовольца и известного этнографа Ионова, чистокровная якутка. писал П. Драверт в третьем номере «Сибирских огней», за 1927 г в своей статье «Из истории Якутского национального театра».


Рассказ Драверта позволяет предположить, что спектакль по существу представлял попытку создать на материале олоІхо литературную драму. Либретто, написанное живо и динамично, с ромарками, драматургически развитое, более способствовало выходу на подмостки, нежели текст «Удалого доброго молодца Бэриэт». Однако для обоих спектаклей характерна перегрузка бытовыми и натуралистическими деталями. Этим любительским постановкам недоставало единого режиссерского замысла, корректирующего игру всех исполнителей. Актеры – любители, работая над ролью, вынуждены были опираться только на природные дарования олонхосута – сказителя, на собственное художественное чутье, а больше всего – на знание олоІхо, его специфики.


Это были инсценировки, в которых впервые со сцены, публично прозвучали героические эпизоды на олонхо, вызвавшие огромный интерес зрителей. Эти своеобразные спектакли можно назвать началом любительского национального театрального искусства, первыми шагами любительского театра якутян.


Итак, первые якутские сценические произведения были рождены гением олонхо, следовательно, зародыш театрального искусства якутов надо искать в его своеобразном устном творчестве.

Д.К. Максимов «Очерк истории якутского драматического театра» Якутск, 1985 С 6,7,8.

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы