main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



Сборник материалов Международной научно-практической конференции

УДК 78(571.5б)(063). ББК85.31(2Рос.Яку)я43. П78


СОДЕРЖАНИЕ


Составители:

В.А. Чусовская, канд. философских наук, доцент Ю.И. Шейкин, д-р искусствоведения, профессор

Ответственный редактор: ММ. Берлятик, д-р искусствоведения, профессор

Редакционная коллегия:

А.С. Борисов, профессор АГИКИ (председатель коллегии); У.А. Винокурова, д-р социологических наук, доцент; В. С. Никифорова, канд. искусствоведения, доцент; Р.Д. Пономарева, канд. филологических наук, доцент; В. Г. Никулин, канд. искусствоведения, доцент; Г.А. Красилъникова, мл. науч. сотрудник; А.И. Захарова (ответственный секретарь коллегии)

Проблемы современного исполнительского искусства (музыка,

П78 театр): международн. научн.-практ. конф. (22—24 апр. 2004 г.) :

тез. докл. / [сост.: В. А. Чусовская, Ю. И. Шейкин>; под общ. ред.

д-ра искусствоведения М. М. Берлянчика. — Якутск : Плазма,

2007. - с.

Агентство С1Р НБР Саха.


В материалах сборника обсуждается широкий круг актуальных проблем современного состояния исполнительских искусств, их истории и путей даль¬нейшего развития, подготовки специалистов. Большое место занимают вопро¬сы становления якутского профессионального искусства, развития музыки и театра в их связях с богатством традиционной культуры саха и других народов Севера.

Сборник адресован студентам высших и средних образовательных учреждений, специалистам сферы художественного творчества, а также всем, кто интересуется проблемами развития музыкального и театрального искусства в регионе Северной Азии.


УДК 78(571.56)(063). ББК 85.31(2Рос.Яку)я43.

© Арктический гос. институт культуры и искусства, 2007 © Авторы статей сборника, 2007 © ИЦ «Плазма», 2007


К изучению проблем исполнительского искусства (от редактора) 6


Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

В.П.Борисенков. Образование — искусство — личность 9

Е. П. Крупник. О специфике художественного сознания личности 15

А.Г.Новиков. Философия музыки в контексте идей XXI века 17

В.А. Чусовская. Инварианты театральной художественной формы

(о театре Олонхо Андрея Борисова) 21

Ю. И. Шейкин. Народное творчество и исполнительство 24

М.М.Берлянчик. Исполнительское искусство современности —

многоликий художественный феномен 29


Раздел 2. ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ, МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И ПЕДАГОГИКИ

Ю.И.Шейкин. Традиции обучения в истории музыкального искусства

(к обсуждению задач музыкального образования) 33

М.М.Берлянчик. О системном подходе к развитию художественно-твор¬ческого мастерства музыканта-исполнителя (к обсуждению проблемы) .... 41

Я.М.Милкис. Проблемы современного музыкального исполнительства:

причины и следствия 45

Ч.К.Скрыбыкина. Формообразующие возможности сонорной гармонии

(на материале сочинений якутских композиторов) 48

Т.В.Рыбкина. О пластической интонационности инструментальной

музыки Моцарта (на материале фортепианных сонат) 65

Т.В.Павлова. Об исполнительском искусстве дирижера

Галины Кривошапко 72

В.Г.Никулин. К истории хорового пения в школах духовных епархий

Восточной Сибири 77

Т.Ю.Петрова. Из истории музыкальной жизни политической ссылки

в Якутии: Николай Александрович Ожигов 79

Хыонг Нгуен Чинь. Об инструментальной музыке и исполнительских

традициях Вьетнама 82

А.Н.Коваленко. Об эстетике духового инструментального звука 84

Е.Н.Прасолов. О методологических основах укрепления преемствен-

ностив профессиональной подготовке музыканта-исполнителя 89

Н.А. Селяткина. Роль аналитической деятельности в создании

исполнительского текста музыкального произведения..................100

Г.Г.Алексеева. Музыкальная культура долган и енисейских кетов......103

А.В.Варламова. Якутская фортепианная музыка в репертуаре учащихся .112

С.В.Вдовенко. «Якутские зарисовки» К.Герасимова в педагогическом репертуаре.......................................................117

Л.С.Спиридонова. Из вокальной лирики Валерия Капа (опыт анализа) . 120

С.ГАнтонова. О поэтапности творческого становления хорового коллектива (из практики Якутского музыкального колледжа)............122

В.И.Колодезникова. К проблеме изучения современного репертуара в процессе обучения вокалистов ....................................127

И.В.Протопопова. Некоторые вопросы формирования фонетических и артикуляционных навыков в обучении якутских певцов...............129

Р.Г.Кордон. О некоторых вопросах подготовки начинающего вокалиста к концертному исполнению музыкального произведения......135

Т.И.Игнатьева. Особенности преподавания современного сольфед¬жио на вокальном факультете вуза...................................137

3.И.Кириллина. О музыкально-теоретической подготовке исполнителей....................................................143

Р.Р.Давлетова. О необходимости специального развития ритмической культуры в процессе обучения музыканта ............................146

В.И.Берестова. О некоторых интенсивных методах преподавания сольфеджио на исполнительских отделениях..........................148

Е.А. Татаринова. О применении методов программированного обучения в курсе музыкальной литературы ...........................150

С.В. Карман, Ч.К.Скрыбыкина. Страсти по теории (из опыта проведения теоретических олимпиад в Якутском музыкальном колледже) ...........154

О.Г.Кошелева. О некоторых способах многофункционального использования учебного материала начинающего виолончелиста ........159

Е.Г.Скрябина. О расширении выразительных возможностей тембра и фактуры в современных сочинениях для домры......................162

В.А.Ларионова. О развитии музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано....................170

К.Э.Деско. Творческое развитие ребенка в школе фортепианной импровизации ...................................................172

З.Г.Павлова. О детском музыкальном исполнительстве (по материалам республиканских конкурсов).......................................175

Т.О.Барбазюк. Феномен детской музыкальной школы России как проблема междисциплинарного музыковедческого исследования.....178


Раздел 3. ВОПРОСЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

А.С.Борисов. Концепция становления и развития Театра Олонхо......183

Т.Е.Сидорова. Ценностные формы сознания и художественный язык . . .187

Н.Г.Каминская. О воплощении темы в постановках классической и современной пьесы .............................................191

А.Г.Пудов. На пути к символическому театру.......................192

А.А.Билюкина. Современная якутская драма на сцене................194

С. Ф.Желобцова. Жанр литературного портрета в современной театральной критике ..............................................200

Н.И.Илларионова. Исполнительское искусство сказителей — творческий источник актерского мастерства..........................204

М.Ю.Иванова. Влияние театра на творческое развитие ребенка .......207


Раздел 4. ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ

В.И.Алексеев. Роль иностранного языка в подготовке студентов творческих специальностей ........................................211

С.Р.Саввина. Формирование социокультурной компетентности студентов творческого вуза на уроках английского языка ...............213

Ф.В. Зимина. О некоторых особенностях преподавания итальянского языка у вокалистов ...............................................216

Л.Р.Алексеева. Роль английского языка в развитии творческих способностей студентов актерского отделения ........................219

Е.К. Тимофеева. О работе студентов-хореографов над английской терминологией бальных танцев.....................................222

Авторы тезисов и статей сборника....................................225

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы