|
Сборник материалов Международной научно-практической конференцииУДК 78(571.5б)(063). ББК85.31(2Рос.Яку)я43. П78
СОДЕРЖАНИЕ
Составители: В.А. Чусовская, канд. философских наук, доцент Ю.И. Шейкин, д-р искусствоведения, профессор Ответственный редактор: ММ. Берлятик, д-р искусствоведения, профессор Редакционная коллегия: А.С. Борисов, профессор АГИКИ (председатель коллегии); У.А. Винокурова, д-р социологических наук, доцент; В. С. Никифорова, канд. искусствоведения, доцент; Р.Д. Пономарева, канд. филологических наук, доцент; В. Г. Никулин, канд. искусствоведения, доцент; Г.А. Красилъникова, мл. науч. сотрудник; А.И. Захарова (ответственный секретарь коллегии) Проблемы современного исполнительского искусства (музыка, П78 театр): международн. научн.-практ. конф. (22—24 апр. 2004 г.) : тез. докл. / [сост.: В. А. Чусовская, Ю. И. Шейкин>; под общ. ред. д-ра искусствоведения М. М. Берлянчика. — Якутск : Плазма, 2007. - с. Агентство С1Р НБР Саха.
В материалах сборника обсуждается широкий круг актуальных проблем современного состояния исполнительских искусств, их истории и путей даль¬нейшего развития, подготовки специалистов. Большое место занимают вопро¬сы становления якутского профессионального искусства, развития музыки и театра в их связях с богатством традиционной культуры саха и других народов Севера. Сборник адресован студентам высших и средних образовательных учреждений, специалистам сферы художественного творчества, а также всем, кто интересуется проблемами развития музыкального и театрального искусства в регионе Северной Азии.
УДК 78(571.56)(063). ББК 85.31(2Рос.Яку)я43. © Арктический гос. институт культуры и искусства, 2007 © Авторы статей сборника, 2007 © ИЦ «Плазма», 2007
К изучению проблем исполнительского искусства (от редактора) 6
Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА В.П.Борисенков. Образование — искусство — личность 9 Е. П. Крупник. О специфике художественного сознания личности 15 А.Г.Новиков. Философия музыки в контексте идей XXI века 17 В.А. Чусовская. Инварианты театральной художественной формы (о театре Олонхо Андрея Борисова) 21 Ю. И. Шейкин. Народное творчество и исполнительство 24 М.М.Берлянчик. Исполнительское искусство современности — многоликий художественный феномен 29
Раздел 2. ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ, МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И ПЕДАГОГИКИ Ю.И.Шейкин. Традиции обучения в истории музыкального искусства (к обсуждению задач музыкального образования) 33 М.М.Берлянчик. О системном подходе к развитию художественно-твор¬ческого мастерства музыканта-исполнителя (к обсуждению проблемы) .... 41 Я.М.Милкис. Проблемы современного музыкального исполнительства: причины и следствия 45 Ч.К.Скрыбыкина. Формообразующие возможности сонорной гармонии (на материале сочинений якутских композиторов) 48 Т.В.Рыбкина. О пластической интонационности инструментальной музыки Моцарта (на материале фортепианных сонат) 65 Т.В.Павлова. Об исполнительском искусстве дирижера Галины Кривошапко 72 В.Г.Никулин. К истории хорового пения в школах духовных епархий Восточной Сибири 77 Т.Ю.Петрова. Из истории музыкальной жизни политической ссылки в Якутии: Николай Александрович Ожигов 79 Хыонг Нгуен Чинь. Об инструментальной музыке и исполнительских традициях Вьетнама 82 А.Н.Коваленко. Об эстетике духового инструментального звука 84 Е.Н.Прасолов. О методологических основах укрепления преемствен- ностив профессиональной подготовке музыканта-исполнителя 89 Н.А. Селяткина. Роль аналитической деятельности в создании исполнительского текста музыкального произведения..................100 Г.Г.Алексеева. Музыкальная культура долган и енисейских кетов......103 А.В.Варламова. Якутская фортепианная музыка в репертуаре учащихся .112 С.В.Вдовенко. «Якутские зарисовки» К.Герасимова в педагогическом репертуаре.......................................................117 Л.С.Спиридонова. Из вокальной лирики Валерия Капа (опыт анализа) . 120 С.ГАнтонова. О поэтапности творческого становления хорового коллектива (из практики Якутского музыкального колледжа)............122 В.И.Колодезникова. К проблеме изучения современного репертуара в процессе обучения вокалистов ....................................127 И.В.Протопопова. Некоторые вопросы формирования фонетических и артикуляционных навыков в обучении якутских певцов...............129 Р.Г.Кордон. О некоторых вопросах подготовки начинающего вокалиста к концертному исполнению музыкального произведения......135 Т.И.Игнатьева. Особенности преподавания современного сольфед¬жио на вокальном факультете вуза...................................137 3.И.Кириллина. О музыкально-теоретической подготовке исполнителей....................................................143 Р.Р.Давлетова. О необходимости специального развития ритмической культуры в процессе обучения музыканта ............................146 В.И.Берестова. О некоторых интенсивных методах преподавания сольфеджио на исполнительских отделениях..........................148 Е.А. Татаринова. О применении методов программированного обучения в курсе музыкальной литературы ...........................150 С.В. Карман, Ч.К.Скрыбыкина. Страсти по теории (из опыта проведения теоретических олимпиад в Якутском музыкальном колледже) ...........154 О.Г.Кошелева. О некоторых способах многофункционального использования учебного материала начинающего виолончелиста ........159 Е.Г.Скрябина. О расширении выразительных возможностей тембра и фактуры в современных сочинениях для домры......................162 В.А.Ларионова. О развитии музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано....................170 К.Э.Деско. Творческое развитие ребенка в школе фортепианной импровизации ...................................................172 З.Г.Павлова. О детском музыкальном исполнительстве (по материалам республиканских конкурсов).......................................175 Т.О.Барбазюк. Феномен детской музыкальной школы России как проблема междисциплинарного музыковедческого исследования.....178
Раздел 3. ВОПРОСЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА А.С.Борисов. Концепция становления и развития Театра Олонхо......183 Т.Е.Сидорова. Ценностные формы сознания и художественный язык . . .187 Н.Г.Каминская. О воплощении темы в постановках классической и современной пьесы .............................................191 А.Г.Пудов. На пути к символическому театру.......................192 А.А.Билюкина. Современная якутская драма на сцене................194 С. Ф.Желобцова. Жанр литературного портрета в современной театральной критике ..............................................200 Н.И.Илларионова. Исполнительское искусство сказителей — творческий источник актерского мастерства..........................204 М.Ю.Иванова. Влияние театра на творческое развитие ребенка .......207
Раздел 4. ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ В.И.Алексеев. Роль иностранного языка в подготовке студентов творческих специальностей ........................................211 С.Р.Саввина. Формирование социокультурной компетентности студентов творческого вуза на уроках английского языка ...............213 Ф.В. Зимина. О некоторых особенностях преподавания итальянского языка у вокалистов ...............................................216 Л.Р.Алексеева. Роль английского языка в развитии творческих способностей студентов актерского отделения ........................219 Е.К. Тимофеева. О работе студентов-хореографов над английской терминологией бальных танцев.....................................222 Авторы тезисов и статей сборника....................................225
|
|
2006г. © ЦНИТ ЯГУ,
АГИКиИ |