|
Чыл-Пажи (Новый год). Праздник, который изгоняет вражду и дарит людям мир и любовь. 21-22 марта 2008 года в Кузбасской государственной педагогической академии состоится международная научно-практическая конференция «Историко-культурное взаимо¬действие народов Сибири», посвященной 80-летию со дня рождения выдающегося ученого-филолога, исследователя и фольклора тюркских народов Саяно-Алтая профессора Андрея Ильича Чудоякова. В рамках конференции 22 марта, на терригории летнего городского пляжа «Водная» река Кондома) планируется проведение шорского ритуально-обрядового праздника «Чыл-Пажи» (Новый год). Известно, что этот праздник проводился кузнецкими шорцами последний раз в 1925 году на сиянии рек Томи и Кондомы (г. Новокузнецк). Также известно, что этот обряд еще в 50-х годах проводился в поселке Ак Тыг Ал, Таштагольского района. По инициативе Центра шорской культуры «Аба-Тура» и Новокузнецкой городской общественной организации «Шория» этот праздник празднуется с 2002 года. Активисты шорского движения восстановили его по материалам этнографических экспедиций и воспоминаниям старейшин. В старину, накануне праздника, в течении недели, совершались обрядовые действия, приводились в порядок жилища и окрестности, в этот период запрещены ссоры, как в семье так и в обществе, нельзя было употреблять вино, т.к. с ним могли войти в человека темные силы. К празднику все должны освободиться от всех низменных чувств, очистить свою душу для вхождения всего нового, чистого. «Дважды счастлив будет!», - так раньше говорили о тех, кто встречал первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия, так пишет хакасский режиссер массовых праздников и театрализованных представлений Антонина Тутатчикова. Традиционно программа праздника «Чыл-Пажи» включает в себя показательные ритуалы для участников и массовые народные мероприятия. До захода солнца будет проведен обряд благопожелания с участием гостей праздника. Обряд связан с ритуалом сожжения черных чалам (полоски из ткани) и проведением очищения жизненного пространства. Ритуальные обрядовые действия связаны с проводами и встречей солнца. Символом времени, замыкающимся в кольцо, у шорцев, так же как и у хакасов, считается змея. «Начало года повернулось, голова змеи загнулась». По древним традициям кам разводил три ритуальных костра: для очищения, кормления и общения с духами. Заранее готовились четыре ленты - «Чаламы». По словам старейшин, она должна быть длинною «в два локтя», голубого (символ неба), желтого (символ солнца), белого цвета (олицетворяет чистые помыслы) и черного цвета. Каждый человек на черной ленте завязывает узлом все свои болезни, обиды, беды и другие проблемы, освобождая себя от них. Эти черные ленты сжигают в специально разведенном костре и символизируют процесс очищения человека от зла в самом себе. В данном ритуале важно все - место расположения костров, форма укладки дров, их кормление, движение участников вокруг костра. Оно должно быть ис¬ключительно по ходу солнца. Сожжение же черных чалам и закрытие костра очищения - движением в обратную сторону. Этот обряд должен проводить¬ся до захода солнца. Умирающее солнце забирало все невзгоды несчастья, все плохое вместе с ним уходило в нижний мир. Следующим ритуалом является процесс создания Нового мира. Участники ритуала с мыслями о благополучном будущем привязывали свои «Чаламы» на священную березу или коновязь. При этом просили у Богов - любви, удачи, урожая, здоровья и благополучия, причем каждый человек сначала произносил благопожелание всем людям, живущим на планете, потом для страны, потом региона, своему роду, семье, и только в послед¬нюю очередь самому себе. Обращались к духам земли, воды, гор, леса, степей и т.д. с просьбой укрепить дух рода, семьи, принести удачу и дать здоровье для достижения поставленных целей в наступающем году. После обряда следовало уго¬щение всех присутствующих. Люди веселились, состязались в силе и смекалке. Молодые люди знакомились, заключались свадебные соглашения между родственниками. Лучшие исполнители песен состязались в своем мастерстве. Знаменитые кайчи (сказители) всю ночь под звуки кай-комуса рассказывали героические сказания. Всем, кто чувствует потребность общения с природой, быть в гармонии с природными ритмами, приглашаем принять участие в нашем празднике, который традиционно проводится в день весеннего равноденствия. Всем людям необходимо забывать ненависть, ссоры, все плохое. Ведь тот, кого переполняет злоба, вражда, обида, не сможет радоваться и быть счастливым, поэтому в старину на примирение людей охотно откликались старейшины, паштыки (главы) сеоков (родов), семей. Благодаря их стараниям, ненависть уступала место миру и согласию. В день весеннего равноденствия установлен международный «День Земли», который отмечается звоном Колоколов Мира в Нью-Йорке, Вене, Хиросиме, Москве и других городах планеты. Именно в этот день мы отмечаем наш праздник «Чыл-Пажы» по Саяно-Алтайскому календарю.
|
|
2006г. © ЦНИТ ЯГУ,
АГИКиИ |