main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



Выступление Винокурововй У.А. на пленарном заседании Международной научно-практической конференции "Историко-культурное взаимодействие народов Сибири"

ГУМАНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАРОДОВ СИБИРИ

Винокурова У. А.

Арктический государственный институт культуры и искусств

г. Якутск


Главным вызовом наступившего века становится проблема обеспечения глобальной безопасности. Новая структура теории безопасности состоит из единства гуманитарной, природной и техногенной безопасности. Главную угрозу миру в новом столетии представляют невоенные факторы – это дефицит доверия между людьми внутри государства и сотрудничества между государствами. Осознание и научное осмысление гуманитарной составляющей безопасности разрабатывается российскими учеными на междисциплинарном уровне. Можно выделить информационные, правовые, геокультурные, социально-психологические, этнологические подходы в обеспечении гуманитарной безопасности. Новое наполнение гуманитарной безопасности придают феномены XXI века: культура мира, культура безопасности, культура диалога, культура предотвращения террора всех его проявлениях.

Геокультурный подход к гуманитарной безопасности предполагает по своей сущностной природе этнокультурный аспект, учитывающий культурное разнообразие народов, населяющих определенную территорию.

Культурное взаимодействие может привести к двум взаимоисключающим результатам: или к взаимопониманию, взаимовыгодному сотрудничеству и миру, или к острым противоречиям, ассимиляции, конфликтам и насилию. Наиболее важный аспект культурного взаимодействия состоит в обеспечении права на сохранение культурной самобытности коренных народов и национальных меньшинств.

Правовой подход к обеспечению этнокультурной составляющей гуманитарной безопасности основывается на международных актах. Право на культурную жизнь признано Декларацией прав человека – право всех групп на свою культуру и развитие своей специфической культурной жизни. Право на культурную жизнь одновременно утверждает и право на культурную идентичность, необходимость консервировать, развивать и распространять культуру и также способствовать развитию сотрудничества. Ст.13, 15 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах признают культурные права неотъемлемой частью прав человека.

Люди имеют право защищать свою культуру. Согласно ст.5 Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, каждый человек должен иметь возможность для самовыражения, творчества и распространения своих произведений на родном языке. Каждый человек имеет право на качественное образование и профессиональную подготовку в условиях полного уважения его культурной самобытности. Каждый человек имеет возможность участвовать в культурной жизни по своему выбору и придерживаться своих культурных традиций.

Декларация принципов международного культурного сотрудничества (ЮНЕСКО, 1966 год) устанавливает, что каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа, а все культуры являются частью общего достояния человечества.

К числу поощряемых и охраняемых прав меньшинств относятся права пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, использовать свой язык, а также устанавливать и поддерживать контакты с другими членами своей группы. Государства также должны охранять существование и национальную или этническую, культурную, религиозную и языковую самобытность меньшинств. Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, имеют право пользоваться своей культурой, религией и языком (Права ребенка по Конвенции о правах ребенка 1989 г).

Этнокультурный аспект гуманитарной безопасности в отношении коренных народов имеет неразрывную связь с экологическими проблемами обеспечения глобальной и локальной безопасности, а именно с ресурсами исконной среды обитания. Международное сообщество приняло ряд актов, подтверждающих неотъемлемое право коренных народов пользоваться ресурсами исконной земли, и на их компенсацию в случае потерь или недоступности. Реальным достижением утверждения коллективных прав стала Декларация прав коренных народов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2007 г. Из 192 государств 143 приняли, 5 – проголосовали – против, 12 – воздержались, в том числе и Россия. В Декларации признаны все основные коллективные права коренных народов, реализация которых во многом зависит от самих коренных народов и государств, на территории которых они исконно проживают. Нам, представителям коренных народов России, предстоит огромная работа по ратификации этой Декларации и по претворению ее норм в жизнь. В сущности, открывается новая эра в обеспечении этнокультурной безопасности коренных народов мира, в том числе России, в том числе Сибири, где проживает преобладающая часть российских коренных народов. Главным условием сохранения самобытной культуры коренных народов является обеспечение ресурсами: правовыми, социально-экономическими, экологическими, кадровыми и т.д.

Все коренные народы Сибири находятся на стадии утери своей этнокультурной самобытности. Нас объединяет прежде всего этнопсихотип как культурно-исторический продукт. (Черных В. А. Этнопсихотип как один из факторов культурно-исторического самоопределения России в евразийской концепции Н. С. Трубецкого . Этносоциальные процессы в Сибири. №5, 2003. С. 165-169.)

Что значит безопасность коренных народов Сибири?

• Прежде всего, это право на сохранение этнической самобытности, защита от любых форм этноцида, ассимиляции, переселения, отстранения от ресурсов исконной среды обитания, право на воспроизводство этничности во всем спектре жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

• Второе, это право на самоопределение, самоуправление, самоорганизацию, на этническую суверенность. Оно предполагает признания этноса другими этническими общностями, суверенными народами, государственными образованиями.

• Третье, это право быть субъектом отношений, создаваемых человеческим сообществом.

Что мы имеем по этим позициям?

Этнонациональная политика государства, созданного на нашей исконной территории, не имеет внятных принципов, правовых оснований, чтобы реализовать эти позиции. Вместе с тем, нет и соответствующих институтов гражданского общества и ресурсов у народов Сибири, чтобы отстаивать, защитить свои неотъемлемые права. Этничность стала правом самоопределения отдельной личности. Она не признается государством как свидетельство коллективного права, влекущего за собой организационно-правовые меры поддержки и развития этнического многообразия российских народов.

Что может быть предпринято для обеспечения этнокультурной безопасности коренных народов Сибири силами самих коренных народов?

Прежде всего, консолидация усилий, объединение, самоорганизация. Что объединяет народы Сибири? На поверхности кажется, что кроме общего исторического прошлого, сохраненного в научной литературе, практически ничего. Народы разделены на три сибирских округа, на административно-территориальные образования, не связанные никакими транспортными узлами, межсубъектными договорными отношениями, неправительственными общественными объединениями. В Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не входят народы, превышающие по численности 30 тыс. человек. Нет объединяющего средства массовой информации. Создавалось Сибирское соглашение, ориентированное на экономические отношения. Ставится вопрос о разработке концепции развития Сибири. Обе инициативы не нашли воплощения в жизнь. Создается впечатление, что консолидация народов Сибири – явление нежелательное еще со времен разработки теории сибирского областничества.

Что делается в данном направлении в Республике Саха (Якутия)? Открыты два вуза, действуют 5 колледжей культуры и искусств, 8 театров, 543 библиотек, 570 культурно-досуговых учреждений. Национальный якутский праздник Ысыах провозглашен официальным праздником республики с 1991 г. 13 февраля – День родного языка и письменности народов РС(Я). Созданы Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС(Я), Конгресс народа саха, множество национальных общин, государственный орган – департамент по федеративным отношениям и делам народов Севера. Принята государственная целевая программа «Создание условий духовно-культурного развития народов РС(Я)» (2006-2011 гг), якутский героический эпос Олонхо признан Шедевром нематериального устного наследия человечества и для его сохранения, охраны и развития принята целевая государственная программа. Разрабатываются законопроекты по охране эпического наследия народов, народных художественных промыслов народов РС(Я), начинается работа по выявлению и охране сакральных мест Якутии. Культурный вектор Республики Саха (Якутия) уверенно развивается в межкультурном диалоге, обеспечивая культурную безопасность коренных народов.

Основными проблемами гуманитарной безопасности коренных народов Сибири являются:

• Численность ( то есть борьба против этноцида)

• Язык, культуры

• Ресурсы исконной земли.

• Поиск своего места в глобализирующемся мире.

Главная волнующая проблема для всех коренных народов – это численность. Как свидетельствует перепись населения, за 1939 – 2002 годы численность Саха прибавило на 85,3%, наблюдается повышение и антропологических параметров молодежи. И в настоящее время численность Саха составляет 452290 человек. За последние 13 лет темп естественного прироста составлял в среднем 1,1%. И если следовать таким темпом, то в 2082 году Саха должен преодолеть 1 миллионный рубеж. Это задача сформулирована на 2-м Конгрессе народа Саха Первым Президентом РС(Я) М. Е. Николаевым, добившимся повышения численности в сложнейший переходный период. За этот период в России численность населения ежегодно убывает примерно на одну Якутию.

В республике действует государственная целевая программа языкового строительства РС(Я) на 2005-2007 гг. Принципы языкового разнообразия:

-принцип наибольшего благоприятствования каждому из гос.языков

- принцип запрета на любую дискриминацию языков нац. Меньшинств

- принцип всемерного поощрения языковой культуры.

В 88% общеобразовательных учреждений преподается якутский язык. Количество изучающих якутский язык как разговорный выросло на 10 458 учащихся (то есть каждый пятый ученик). Наиболее остро проблема воспитания и обучения на якутском языке наблюдается в г. Якутске, где в последние годы фиксируется активная миграция якутоязычного населения. В Якутске действуют 54 ДОУ, из них в 15 детских садах в 52 группах воспитание и обучение ведется на якутском языке, всего 1610 детей, разговорный якутский язык преподается в 31 детском садике, где обучается 2792 ребенка. Всего посещают детские сады 9168 детей, то есть якутскому языку обучается только каждый третий дошкольник.

Не лучше обстоит дело в школах г. Якутска.

Идет активный процесс урбанизации коренного населения и отток из северных, арктических улусов в центральную часть Якутии. Если в 1995 году в сельском хозяйстве работали 70,9 тыс. человек, то в 2006 году – 15,5 тыс., то есть сокращение более 4 раз. При этом среди сельской молодежи 20-29 лет 44% не имеют постоянное место работы. Если средняя заработная плата по республике составляет 16168 руб., при этом в промышленности – 21018 руб., то в сельском хозяйстве - 5390 р., что ниже прожиточного минимума. Надо отметить, что согласно Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (г. Женева, 28.06.1952 г.), величина средней пенсии не должна составлять менее 24% от прежней заработной платы. В России этот показатель равнее в среднем 24%. (Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 г. Российская газетаЮ 14 марта 2008 г.)

Вместе с тем, вопросы сохранения культурной самобытности народов Якутии не могут быть решены в поступательном, устойчивом режиме, если не будут созданы условия для безопасности всех народов Сибири и России. Все народы Сибири обладают единым сознанием сибирской идентичности в той или иной степени, их культуры исходят из единого корня. Подобно тому, как корневая болезнь поражает все растение, так же благополучие всех народов Сибири зависит от состояния каждого из них.

Любое объединение начинается с обмена информацией. Поэтому данная конференция дает важный исторический шанс для общения и разработки механизмов объединения. Мы предлагаем ресурсы нашего Интернет-портала «Обсерватория культурного разнообразия и образования народов Республики Саха (Якутия)» - www.kuyaar.ru, созданного при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве. Мы можем разместить там информацию о народах Сибири, о современных реалиях по обеспечению гуманитарной безопасности.

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы