|
Министерство образования РС (Я) Оленекское муниципальное управление образования Харыйалахская средняя общеобразовательная школа.
ДОКЛАД
История оленеводства Оленекского района.
.
Выполнила Николаева Валерия – ученица 6 класса Харыйалахской Средней общеобразовательной школы Руководитель: Христофорова А.Е. - Учитель русского языка и литературы.
Введение Актуальность: Старики уходят из жизни и уходят с собой многолетний опыт жизни. Молодежь не желает работать в оленеводстве. И задача молодежи – сохранить коренное занятие оленеводов, участвовать в решении проблемы отставания оленеводческого хозяйства. Гипотеза: Сегодня молодежь живет в каком-то другом мире, далеком от проблем своего народа, кровь и усилия родителей им неизвестны и чужды. Цель: Изучить историю своего края, своей малой родины, уважать труд потомков. Осознать, что нужно быть более самостоятельным и активными в создании своей судьбы. Задачи: - ознакомиться с материалами о жизни оленеводов. - встретиться с оленеводами, с династиями оленеводов. - собрать материал из местной печати. Окончательное и достоверное уточнение население Оленекского района произошло по итогам Всесоюзной переписи населения в 1939 году. К тому времени в районе была создана инспектура УНХУ (Управление народно-хозяйственного учета) СССР. Инспектором работал Васильев С.М. За образцовую организацию и проведение переписи населения он награжден знаком «15 лет ЯАССР». Общая численность населения района составила 1964 человек. Для переписи населения свою национальность каждый респондент определял сам по себе добровольно. В ходе переписи население района назвало себя эвенками. По этой переписи 1387 чело- век составили эвенки, или 70% населения. Для Оленекских оленеводов характерно историчес- кое освоение обширной территории оленьих пастбищ и охотничьих угодий, ограниченной с севера морем Лаптевых, с востока - рекой Лена, с юга – рекой Вилюй, с запада – рекой Хатанга с ее притоками. Доктор исторических наук Н.Д. Архипов, большой знаток культуры эвенков и других малочисленных народов Севера Якутии, подчеркивал, что «расширение терри-торий вызывало переход эвенков из одних районов в другие, что неизбежно приводило к образованию общин, состоящих из представителей разных эвенкийских родов, а также представителей других племен и народов. Такие территории или соседские общины преобладали до революции во всех эвенкийских районах. Установились совместные владения территорий всеми членами общины, принадлежащим к разным родам. Охотничьи угодья, пастбища, рыболовные водоемы находились в общем пользова-нии». Однако в 30-е годы прошлого столетия, когда проходила советизация этой территории, ВЦИК в административном порядке она была разделена между эвенкийским автономным округом Красноярского края и Долгано-ненецким автономным округом и Якутской АССР. Территориальные притязания между кочевыми людьми по дележу оленьих пастбищ и охотничьих угодий, исконно используемых населением смежных территорий, продолжались еще долго. Пограничные споры поднимались до высших эшелонов руководящих органов Красноярского края и Якутии. Это было связано из одной из характерных черт северного оленеводства, вызванная прохождением больших расстояний зимнего и летних маршрутов с юга на север и обратно, протяженностью 1000 и более км, не считаясь государственной границей. Этого требует исконная особенность производственной деятельности населения – оленеводов, жизнеобеспечение которых связано с бытовым кочеванием. Приводящий тип ведения хозяйства у эвенков и других малочисленных народов появился в более позднее время, когда домашнее оленеводство стало определяющим фактором для жизнеобеспечения этих народов. На основе разведения домашнего оленя и его развития окончательно сложился свой уклад и образ жизни северных людей. Жизнь их стала полностью зависеть от оленя. Бессменный президент Ассоциации малочисленных народов Севера Якутии, народный писатель Республики Саха (Якутия) и ученый, кандидат социологических наук А.В. Кривошапкин позже скажет свое крылатое слово о том, что для северного человека олень это все, «если исчезнет олень – исчезнет и северный народ». Домашнее оленеводство превращается в источник существования целых народов, последние в свою очередь выстрадали многовековым опытом классическую систему, школу и культуру ведения оленеводства. Домашнее оленеводства как вид животноводства, резко отличается от скотоводства – КРС, лошадей, овец и коз – требует особого подхода. Олени пасутся стадами малыми и большими. Поэтому оленеводы ведут коллективный общинный труд, создавая родовые и другие пастушеские объединения для выживания самих себя и для сохранения поголовья оленей. Следовательно, у малочисленных народов Севера дух коллективизма очень высок. В процессе превращения его в производящий тип домашнее оленеводство количественно росло, выделилось многооленные хозяйства, и начало происходит расслоение общества оленеводов на богатых и бедных, возникает группа батраков и бедняков, и середняков – самостоятельно кочующих оленеводов–охотников. Ко времени советизации в Оленекском районе дифференциация оленеводческих хозяйств имела, батраки – 3,8%, середняки – 28,9%, кулаки и лишенцы – 4,0%. Вот такие предпосылки ожидали преобразования традиционных отраслей малочисленных народов в Оленекском районе. В 1939 г был организован первый в районе колхоз имени Чкалова в Оленекском наслеге. Председателем был избран комсомолец, выпускник ликбеза и местных курсов советского строительства Афанасий Афанасьевич Христофоров. В том же году друг за другом образованы колхозы имени Сталина и Калинина в Жилиндийском наслеге; «Путь Ленина» в Кирбейском наслеге; «Красная заря» в Шологонском наслеге. В 1940 году присоединился колхоз «Пламя Октября». Суханинского наслега, переданный от Жиганского района, который был переименован в колхоз им. Папанина. Передовики из числа оленеводов и охотников стали добиваться высоких показателей производства, выступали инициаторами стахановского движения. Первым стахановцем в районе стал член товарищества «Красная звезда» Жилиндинского района Николаев Василий Николаевич. Он сдал экспортной пушнины государству в 1938 году на сумму 4349 рублей, в 1939 году на 7328 рублей. За такие высокие показатели Николаев В.Н. постановлением Главного выставочного комитета Всесоюзной селькохозяйственности выставки от 14 ноября 1940 года был утвержден участником выставки. Он был первым участником Всесоюзной выставки от Оленекского района, награжденный «Малой серебряной медалью ВСХВ». Колхозы района с первых дней своего образования направили свое основное внимание на главную отрасль традиционного занятия – оленеводство. В 1934 – 1939 гг. намечалось тенденция к сокращению общего поголовья оленей. В 1935 учтено (без учета Шологонского наслега) 18087 голов оленей, то в 1936 году сократилось на 3471 голову. Этот год выборов в Советы. Колхозники активно взялись за возрождение, сохранение и увеличение поголовья оленей. Вот такие перво-ые показатели:
Показатели развития оленеводства в Оленекском районе. годы Всего оленей к концу года В том числе колхозах в личной собственности 1936 14916 - 14916 1937 17202 102 17100 1938 17920 881 17039 1939 19209 1694 17505 1940 20780 12159 8621
Экономика колхозов базировалась на оленеводстве. На этом этапе оно имело транспортное назначение. Это характерно в период становления и организационно – хозяйственного укрепления колхозов северных районов. Если в стаде маточное поголовье составляет 35-40%, тогда увеличивается число буров – транспортных оленей. В 1938 – 1940 гг. колхозы получили высокий доход, в разрезе различных источников доходов достигнут следующий валовой доход. По сравнению с 1946 годом к 1960 году, т. е за 15 лет общее поголовье оленей увеличивалось на 4206 голов или на 20,4%. Повсеместно царила осознанная, как правило, высокая трудовая дисциплина оленеводов, боролись за сохранение поголовья оленей, закрепленных за фермами, бригадой оленеводов, проводилось круглосуточное дежурство (окарауливание) в любую погоду. К концу периода утвердилось обязательное ветеринарное обслуживание, а также зоотехнический контроль за движением кочевок, утвержденных заранее маршрутов во время летовок, ответственных компаний – гона и отела оленей. Высокие показатели были присущи почти каждому оленеводу, Оленекский район в эти годы славился и гордился большим количеством передовиков-оленеводов, достигавших ежегодно высоких показателей. Отличались своими рекордными показателями потомственные оленеводы Александр, Нестер, Дмитрий, Спиридон, Василий Константиновы; Иван, Никифор, Николай Степановы (колхоз «Путь Ленина». Братья Ануфрий, Нестор, Иван, Николай Прокопьевы, Петр Семенов (колхоз «Победа», «Коммунизм»), Сергей, Прокопий Полуэктовы (колхоз «Победа»), Иван, Алексей, Михаил, Владимир, Василий Николаевы. Женьщины-оленеводы Христофорова В.А., Бенчик Х.А., Филиппова С.А., Романова Е.Н., Полуектова Д.А., Васильева Д.Х. В 1961 г колхозы района были объединены в совхоз. Первым директором совхоза «Оленекский» назначен Александров И.Н. , до этого работавший начальником инспекции сельского хозяйства райисполкома. Совхоз «Оленекский» состоял из двух отделений. Жилиндинское отделение было организовано на базе колхоза им Сталина, его возглавил Батакаев В.С., а Харыйалахское – на базе колхоза «Коммунизм» и управлять, этим отделением поручили, Николаеву Н.И. Рабочим совхоза были, зарегистрированы всего 519 человек, основные средства определены в сумме 381,5 тыс. рублей, оборотные средства – 313,7 тыс. рублей. С 1971 года начался активный выход молодежи в оленеводство. Директором совхоза «Оленекский» был назначен молодой коммунист, член бюро райкома комсомола Белолюбский Филипп Павлович, недавно окончивший Якутский госуниверситет. Бюро, аппарат и актив райкомола работали в тесном контакте с руководством совхоза. Райком партии и исполком райсовета держали постоянное под пристальным вниманием это движение, в нужный момент всегда поддерживали советами. В свою очередь райком ВЛКСМ выполнял взятые комсомольские обязательства. За время 1971-1975 гг. в оленеводство было направлено 94 человека, в том числе 49 выпускников средней и восьмилетней школы. Молодежное движение в оленеводстве получало высокую оценку за стороны не только района, но и республики в том плане, что она приостановило падение основных качественных показателей оленеводства и сохранило их стабильность, высокотоварное и прибыльное оленеводческое хозяйство. Начиная с 1970 года, каждое лето в оленеводческие бригады выезжали специалисты сельского хозяйства и ответственные работники района, отелочную кампанию всегда держали под контролем. Однако в настоящее время оленеводов осталось очень мало, площадь оленеводов в районном центре опустела, не слышен звон арыка, традиционный гомон оленеводов, не видны веселые лица оленеводов. Заключение: Эвенк – без оленей никто. В последние годы руководители района с пониманием относятся к жизни оленеводов. Часто в оленстаде приезжают представители различных министерств оказывать помощь оленеводам. Оленеводы во время стали получать зарплату. В стаде работает кочевая школа, дети учатся без отрыва от семьей и тундры. Многие понимают, что оленеводство держится в семьях, продолжается настоящая этнопедагогика. Я думаю, что благодаря кочевой школе сохраняются кадры оленеводства, а значит и оленеводство.
Литература. 1. Буштаева Т.Т. Оленекский улус: история, культура, фольклор. 2. Журнал «Мир молодежи коренных народов». 3. Павлова Е.И. «Кос дьону олохсутан». 4. Павлова Е.И. «Обугэлэр суолларынан». 5. Григорьев Х.А. «Традиционное оленеводство». 6. Газета «Сардана».
|
|
2006г. © ЦНИТ ЯГУ,
АГИКиИ |