|
Муниципальное образовательное учреждение Тополинская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республиканская экспериментальная площадка.
Конференция школьников «Шаг в будущее» Тема: «Учение предков по ведению пересчета и сохранению здорового потомства оленей».
Выполнил: учащийся 8 класса Тополинской средней общеобразовательной школы Республиканской экспериментальной площадки Кейметинов Спиридон
Руководитель: Кейметинова Александра Давыдовна Захарова Татьяна Васильевна
с. Тополиное 2008
Оглавление.
1. Введение историческая справка о происхождении эвенов Часть I: Связь оленеводства с жизнью эвенов. Часть II: Первоначальные методы пересчета оленей
2. Заключение: Новые методы пересчета оленей и их значения в сохранении здоровья и улучшения потомства оленей.
Эвены относятся к тунгусско-манчжурским народам. Они по месту своего обитания смешались с соседними народами, особенно с эвенскими. Как утверждает эвенский ученый и поэт Василий Дмитриевич Лебедев «Сешение эвенов с эвенками в девятнадцатом веке и в первой четверти двадцатого века объясняется сходства образа жизни, культуры и языков обеих народностей, а также тем, что эвены не имеют этнического самоназвания и в разных районах называют себя эвенами, орочами, ламутами, камчадалами. Раньше у эвенов не было письменности, не было и летописцев и поэтому и нет письменных памятников их древней истории. Сейчас многие научные работники склонны искать родословную эвенов в государству Бохай, которое существовало в седьмом – десятом веках. Оно на равных соперничало с Китаем и Кореей. Бохай был одним из цветущих государств на берегу Восточного моря, страною просвещения и ученых. Бохай отправлял молодых людей на учебу в Китай, где они изучали китайский язык, литературу, древние и новые законы Китая. После покорения Бохая киданями и Китаем гордые и непокорные тунгусы, не желая жить подвидом чужестранцев, сохраняя достоинство, двинулись на север. А по истечению нескольких веков эвены обосновались в нескольких районах Якутии, Хабаровского каря, Магаданской области и Камчатки. Часть эвенов, жизнь которых была связана с оленями, называли себя ороченами или орочи, что означает «оленные люди». Они ездили верхом на оленях, вели за собой вьючные караваны, а иногда дальние поездки совершали на оленьих упряжках. Самоназвание эвенов орчами связанно с их основным жизненным занятием – оленеводством. Основными занятиям эвенов испокон веков являлось оленеводство, охота и рыболовство. Ламутами раньше называли преимущественно камчатских, колымских и анадырских эвенов. Как уже отмечено, оленеводство явилось исконным занятием эвенов. Олень был нужен не только как средство передвижения, но олень их кормил, олень давал эвенам одежду (теплую, нарядную, с орнаментами и др.), и эвенский язык и все эвенское искусство берет свой корень от оленеводства. Кроме того, в стаде оленьем рождается редко олень белее снежной земли, рассказывается в легенде, это свешенный олень. Его нашли предки как символ света берегли и никогда ему не обрубали рога. Его нельзя было использовать для езды и в качестве вьючного оленя. Такие олени жили долго и умирали сами. Его смертный день приносил невестам и женихам. Если свадьбой тот день совпадет, Будет счастливый брак, Будет ребенок от зла огражден, И не погаснет очаг. Другая легенда гласит о том, что белый олень спустился с неба на ту землю, где умирали дети от голода. Дети оставались сиротами, их прогнал из дома старший брат и забрал к себе все наследство, которое осталось от старых родителей. Несколько дней дети бродили по лесу и им удалось убить только одну куропатку и они спаслись от верной смерти соком этой куропатки, который придал им силу. Но в это время пошел дождь и он был такой сильный, что сразу разлились маленькие ручейки. К счастью он прошел так быстро, кончился вдруг, как и начался. Небо сразу заиграло радугой и по этой радуге спустились два белых оленя и они вскормили детей своим молоком. С тех пор эвены стали почитать белого оленя. Среди множества оленьего стада очень редко встречались олени (пестрый, беломордый), которые даже лечили людей и исцеляли даже таких, которые были не в состоянии выжить. С той поры люди стали говорить: «Нет эвена без оленя» … Эвены с давних времен держали свои стада в строгом учете. Они пересчитывали оленей каждый год. Пересчет оленей вели, разумеется, только богатые оленные люди. Пастухи этих людей обрезали оленьи ушки. Ушки оленей хранили целый год до следующего пересчета. Таким образом они могли узнать только общее количество оленей (не уточняя количество хоров, важенок, сыриц и т.д.). Но сама жизнь и нужда подсказала что для того, чтобы иметь много или достаточное количество оленей надо вести точный учет оленей производителей (самцов) и оленей, дающих потомство (важенок), а также другие группы оленей (буров, предназначенных только для езды), двухгодовалых и трехгодовалых самцов и самок, а также тугутов). Чтобы уточнить количество оленей по группам, люди стали отрубать у оленей (и это делалось осторожно, то есть обрубали не весь рог, а только кончики, размер которого где можно было делать только метки (например, хор отмечали одной - черточкой, - - буры, V важенки, мойки. Но от такого метода ведения пересчета оленей эвены скоро отказались, так как и приносили вред здоровью оленей, которые может повлиять на здоровое потомство. И мудрая жизнь подсказала очень верный метод. Кроме того, Энэечэн прослыл по всей округе гостеприимным человеком. И к нему часто приезжали оленеводы и охотники. Гостей своих добрый Энэечэн радушно. Приезд гостей люди замечали издалека. Обычно приезжающих встречали два человека. Один их них брал его олени и привязывал к идэру, к месту, где останавливали оленей путника. Второй вел гостя к чуму по шкурам специально застеленными для гостя. У двери ждал уже хозяин и приветствовал гостя. Встреча сопровождалось рукопожатием Оно отличалось от нынешнего общепринятого приветствия, когда люди здороваются правыми руками. У древних эвенов, вплоть до советской власти, принято было приветствовать друг друга обеими руками. Гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга ладонями вверх, а глава семьи пожимал их снизу и сверху. Во время этого приветствия уже начинается духовное общение (знакомство и разговор без слов). Эвенское приветствие, таким образом, таило в себе глубокое содержание. Дети природы, обладая сильной природной интуицией, по мимике лица, движения рук почти безошибочно угадывал внутреннее состояние встречающих и мог предложить итоги своего визита, хотя он не старался угадывать и изучить мысли хозяина. Это получалось само собой. В свою очередь встречающие с такой же точностью могли определить, с какими намерениями приехал гость. Когда гость заходил в Чум, он проходил уже по лисьей шкуре и его садили на специально отведенное для него место. Гость, по просьбе Энеэчэна не должен спешить с выездом из его стойбища. И гость отдыхал и гостил по несколько дней. А к этому времени сшили для гостя одежду с красивыми орнаментом. Когда наступит день отъезда, гость на сам ловил и запрягал оленей, все это делали хозяева.. В дни пребывания у Энеэчэна гостю устраивали щедрое угощении, забивая самого жирного оленя. Кроме новой красивой одежды гостю дарили несколько отборных оленей и провожали его в добрый путь. Еще задолго до Советской власти с Северо – западной стороны на территорию нынешнего Эвено-Бытантайского улуса приехал богатый оленный человек, которого прозвали Энэечэном за его большое богатство (дословый перевод «Богатый человечек»). Когда люди Энэечэна перегоняли оленей по склону большой горы, то прошло целых три дня три ночи. Энэечэн прослыл мудрым и добрым человеком и к нему люди охотно шли работать и все работали на совесть, чтоб не ударить лицом в грязь. Все оленеводы были сыты, одеты и обуты. Эти оленные люди, которые работали у Энэечэна, никогда без цели и нужды не обрубали оленьи рога (панты), ибо мудрые старики говорили, что это плохо влияет на здоровье оленей и на их потомства. Особенно они бережно относились к самым отборным оленям. К таким относились хоры-производители, самки выбранные для потомства. Специально выбирали и отмечали оленей – манщиков, которые были предназначены для охоты на дикого оленя. Постоянно в поле зрения держали белых и пестрых оленей – кудяев (гудеев). Люди нашего времени и сейчас видят на Севере Эвено-Бытантайского улуса тропы оленей на склоне (на перевале) высокой горы, которая тянется на огромное расстояние. Эти следы многочисленного стада оленей, которые протоптали глубокие тропы, заросли разными травами и издалека смотрятся как грядки большущего огорода. Огромное стадо оленей Энэечэна паслось занимая обширное пространство, начиная от местности Аранас, где протекает речка Сынча вплоть до речек, впадающих в великую реку Лену (до Упэ). Поскольку урочище оленеводов Энэечэна было обширное, Энэечэн людям своего рода раздал по несколько тысяч оленей, чтобы они держали свои стада на разных местах с тем, чтобы сохранилось пастбище оленей. Но Энэечэн все равно оставался главой всего этого оленного рода. Оленеводы Энэечэна пасли оленей, меняя маршруты в точно указанное главой рода сроки с тем, чтобы сохранить корм оленей. Если соблюдать маршрут точно (то есть кочуя на новое место в точно указанное время), то ягель и другой подножный корм росли обильно, сохраняя первозданную свежесть. - Копыта оленей, наступая на ягель, - научали старики своих детей, - придает свежесть. И олень, поедая ягель на бегу, пожирает не весь ягель, а берет только берет искусно только верхушку ягеля. Поэтому наши предки говорили, что копыта Ир язык оленей имеют в свою очередь целебное свойство и олень, дитя нашей природы, способствует сохранению нашей природы в первозданном виде. Но если разводить чересчур много оленей на одном месте, то исчезнет корм, а если исчезнет корм, то исчезнет олень и люди останутся пешими. Вот почему говорят: «Нет оленя без эвена и нет эвена без оленя». И, чтобы сохранит здоровое потомство оленей, оленеводы перестали обрубать оленьи рога, а нашли новый метод. Конечно, в те давние годы эвены не знали грамоты и цифровые знаки, но они придумали (или изобрели) свои знаки, которые были очень удобны для точного учета и пересчета оленей. Мы не будем спорить насчет достоверности изобретения верхоянскими эвенами этого метода ведения счета оленей, но этот метод применяется в стадах по настоящее время. Там имеются специальные знаки, выделенные точками и палочками. Одна точка • означает один олень Две точки • • означает два оленя Три точки означает три оленя Четыре точки означает четыре оленя Пять оленей означали ставя четыре точки и две верхние точки соединяли палкой-черточкой, а чтобы показать цифру пять к четырем точкам прибавляли прибавляя и черточки, соединяя две первые точки наверху и вторую точку наверху соединяли с третьей черточкой внизу, проведя такую же палочку, При образовании цифры 7 соответственно проводили черточку с четвертой точки к пятому и, а при обозначении цифр 8 все четыре точки соединяются палочками и получается квадрат, где четыре точки и четыре палки, соединенные между собой составляют цифру (8). При обозначении цифры (числа) 9 верхнюю первую точку соединяли с нижней точки (присоединении диаметрально противоположных точек получается, а число 10 обозначается присоединением второй точки с четвертой точки и вся фигура выглядит следующим образом Этот методдведения пересчета оленей признан был самым удобным и при меняется сейчас во всех стадах. Самое главное, тут не обрубаются рога и олень не теряет здоровья и сохраняется здоровое потомство. Внизу мы продемонстрировали, результаты пересчетов одного из стад, где бригадиром является оленевод СПК (ф) «Томпо». Таблица прилагается.
Заключение. В свое краткое сообщение мы сделали с тем, чтобы дети с малых лет были знакомы с методом пересчета оленей и уже знали опыт наших предков по развитию оленеводства и сохранению пастбищных угодий в первозданном виде.
Литература:
1. А.В. Кривошапкин «Эвены» издательство «просвещение» 1997 год г. Санкт-Петербург 2. Е.Г. Колесов «В родном крае» издательство «Бичик» 2006 год г. Якутск. 3. Рукописи легенд, поэм В.С. Кейметинов – Баргачан 4. Информанты: П.М.Колесов,уроженец Эвено-Бытантайского улуса, Старастин Е.П. – уроженец Саккырыра, Колесов Е.В. уроженец Саккырыра Лебедев М.С. – оленевод, уроженец Томпо.
|
|
2006г. © ЦНИТ ЯГУ,
АГИКиИ |