main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



Муниципальное образовательное учреждение

Тополинская средняя общеобразовательная школа

Томпонского района.

Республиканская экспериментальная площадка

Секция 14. Мода и дизайн.

Конференция школьников

“Шаг в будущее”.

Тема: Молодежная атрибутика из замши

в эвенской национальной одежде.

Выполнила: учащаяся 8 класса

МОУ- Тополинской средней

общеобразовательной школы

Республиканской

экспериментальной площадки

Захарова Кристина Семеновна

Руководитель:

учитель технологии

МОУ- Тополинской средней

общеобразовательной школы

Республиканской

экспериментальной площадки

Лебедева Татьяна Романовна

2008г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение---------------------------------------------------стр.3

Глава 1.

1.1 Эвены--------------------------------------------------стр.4

1.2 Путешественники об эвенской одежде---------------------стр.7

Глава 2.

2.1 Техника изготовления замши----------------------------стр.10

2.2 Технология изготовления молодежных атрибутов

из замши-------------------------------------------------стр.12

2.3 Дизайн-проект “шкура оленя”--------------------------стр.13

Заключение-----------------------------------------------стр.14

Словарь- справочник--------------------------------------стр.15

Список литературы----------------------------------------стр.16

Введение.

Кризис сельского хозяйства, непродуманное в ряде областей реформирование коллективных хозяйств, разрушение хозяйственной, социально - культурной и бытовой инфраструктуры привели к уменьшению поголовья оленей, а вслед за этим - к снижению трудовой занятости коренных малочисленных народов, в том числе и по изготовлению и пошиву национальной одежды.

Тема моей работы: “Молодёжная атрибутика из замши в эвенской национальной одежде».

Актуальность:

Сохранить самобытную культуру малочисленного народа Севера путем включения эвенской национальной атрибутики в повседневную жизнь.

Целью работы: Дать научные представления о теории и практике эвенского прикладного искусства, как части культуры, его специфике и формах развития.

Задачи: Формировать национальное самосознание у подрастающего поколения, включить эвенские национальные атрибуты в молодежную моду.

Методы исследования: изучить исторические материалы, предметы национальной одежды, приемы и методы шитья, сбор информации у народных мастериц.

Перспектива исследования: Показать практические возможности приобщения молодежи к народной культуре.

Были изучены исторические материалы: Предметы национальной одежды, приемы и методы шитья, сбор информации у народных мастериц путем бесед, посещения выставок, обзора литературы.

В перспективе исследования хочется показать практические возможности приобщения молодежи к народной эвенской культуре, так как сохранить самобытную культуру можно путем включения национальной атрибутики в повседневную жизнь.

Глава 1.

Эвены.

Эвены - самобытный народ. И их самобытность выражается прежде всего в неповторимых обычаях, обрядах и традициях, отражающих глубинную народную мудрость.

Кочевой образ жизни, длящийся беспрерывно в течение многих столетий, не мог быть легким. Он требовал от кочевников необычайной собранности, выносливости и силы воли в борьбе за выживание. Но нет сомнения в том, что эвены, ведя кочевой образ жизни, испытывая очевидные трудности, жили полнокровной жизнью благодаря древним обычаям, обрядам, традициям, которые обладали колоссальной силой воздействия на образ мыслей, поведение, поступки людей, представляя собой целый свод неписаных законов, бережно передававшихся из поколения в поколение в течение длительного периода истории. Благодаря этому эвены сохранились как этнос.

Обычаи, обряды, традиции, несомненно выполняли большую воспитательную роль, убедительным доказательством чего является высокая нравственность эвенов, воспитанных на неукоснительном соблюдении мудрых традиций.

Эвены были верны этническим нормам поведения. Отсюда их удивительная тактичность в отношениях друг с другом, глубокое почитание старших, уважение к окружающим, неподдельная доброжелательность к слабым, младшим, детям, неподкупная природная честность, открытость души, твердость и последовательность в защите интересов рода, настойчивость в достижении поставленных целей. Без таких крайне необходимых и жизненно важных черт характера вряд ли им удалось бы пройти сквозь тернистый путь туманных веков и стать частицей, пылинкой пусть еле заметной, в мировой цивилизации.

Проведенный обзор традиционной одежды эвенов показал, что в ней хорошо сохранились традиции и элементы южного происхождения, прослеживающиеся в фасоне и покрое распашного типа одежды. Такая одежда (у мужчин и женщин) является элементом культуры и связывает эвенов с их прямыми предками-древними тунгусами, обитавшими в более южных районах (Приамурье, Забайкалье, Манчжурия). Таким образом, культура южных предков эвенов составляет в культуре собственно эвенов мощный пласт и представляет ее базу. Северный компонент прослеживается в одежде глухого типа - элемент культуры северного арктического происхождения.

Анализ этнографических данных позволяет предположить, что в результате длительных контактов после проникновения тунгусов в 1 тыс. до н.э. на территорию Якутии, заселенную древне юкагирскими племенами, эвены могли заимствовать глухой тип одежды и у юкагиров, а не только у коряков и чукчей.

Основным элементом мужской и женской одежды одинакового кроя был распашной кафтан (тэти) из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером (у женщин - бело-голубым на светлом фоне). Поскольку борта кафтана не сходились на груди, обязательным дополнением к нему служил нагрудник (нэл, нэлэкэн) длиной до колен, иногда сшитый из двух кусков собственно нагрудника и передника. К мужским нагрудникам на уровне пояса пришивали ровдужную бахрому, нижнюю часть женского нагрудника украшали орнаментом, вышитым бисером и подшейным волосом оленя. К подолу пришивали ровдужную бахрому с металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами. Под кафтан надевали назадники (хэрки. Зимой носили меховые парки с разрезом спереди, но со сходящимися полами. Обувь шили в зависимости от времени года из ровдуги или меха, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса). Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины иногда надевали платок. Женские перчатки (хаир) украшали бисерным кружочком в виде солнца. Праздничная одежда являлась одновременно и погребальной.

Авса-по эвенски-это сумочка, с любовью расшитая, украшенная орнаментом, она предназначалась для хранения ниток, иголок, наперстков, берестяных трафаретов и другого добра, необходимого для хозяйки-рукодельницы. Бывает разных размеров и формы.

Авса бывает и женская, и мужская.

Мужчины в ней хранят свои инструменты.

Оленеводство и промыслы - основа жизнедеятельности коренных малочисленных народов севера.

Кризис сельского хозяйства, непродуманное в ряде областей реформирование коллективных хозяйств, разрушение хозяйственной, социально-культурной и бытовой инфраструктур привели к уменьшению поголовья оленей, а вслед за этим к снижению трудовой занятости коренных малочисленных народов, появлению негативных последствий, в том числе и в демографической среде.

Необходима срочная разработка единой концепции сохранения и развития традиционного оленеводческо-промыслового хозяйства, прямая финансовая помощь государства, направленная на охрану труда, материально-техническое обеспечение кочевого производства оленеводов.

У той части коренных малочисленных народов Севера, которая в традиционном хозяйстве использует для своего жизнеобеспечения возобновляемые биологические ресурсы, основными проблемами всегда были круглогодичная занятость и получение дохода, необходимого для жизни семьи.

Значительная часть кожевенно-мехового сырья перерабатывалась на месте. Работали пошивочные мастерские, в которых выделкой кожи оленя и зверей, изготовлением меховой одежды, обуви, головных уборов и производством сувениров были заняты местные женщины, и их труд неплохо оплачивался. Надо восстановить устойчивость оленеводства.

1.2.Путешественники об эвенской одежде.

1868г. Г. Л. Майдель: “ Ламут является щеголем во всех отношениях. Кафтан из оленьих шкур сшит всегда с большой тщательностью, Вследствие чего кажется, что платье сделано из одной материи. Сапоги, пояс, огнестрельное оружие и все остальное, что он имеет на себе и вокруг себя изящно украшено шитьем и резьбой, одним словом, на стройном ловком ламуте все взятое вместе производит приятное впечатление. Волосы ламуток всегда содержатся в порядке, переплетены нитками белых и голубых бус…

Серебряные монетки, которые ламутки тоже носят в волосах, очевидно, составляют фамильное достояние и передаются по наследству.

Так например, в косе одной ламутки в Островном я нашел монетку величиной с рубль с надписью “Людовик ХIV”. Ламуты переносят свою любовь к красоте и изяществу также на свое жилье и утварь”.

1896г. В.Г. Тан - Богораз - исследователь Крайнего Севера.

“Вся одежда ламутов сверкала красными и голубыми узорами вышивок, как цветы на каменистых склонах… Кожаные и меховые кафтаны обшиты черным, зеленым и красным сафьяном… Четырехугольный передник вышит бисером, крашеной лосиной шерстью, похожей на цветной шелк…- везде и всюду сверкали затейливые узоры ламутских украшений.”

Детям до трех лет надевали своеобразный комбинезон “ ночика”, который в паховой части был открыт, чтобы ребенку было удобно ходить по нужде. Дорожные “ночика” носили дети и постарше, у них рукава были закрыты, только в области запястья был вырез для руки. Штанина переходила в носки.

Летом маленьким детям надевали шапку, у которой в лобной части была бахрома, а к затылочной пришит, как бы воротник, они защищали лоб и шею от комаров. Зимнюю одежду, которую носили мехом внутрь, шили из шкуры “уямкана”, так как его шерсть более теплая и мягкая, не раздражает кожу и не лезет. Зимние шапки шили из “энэс”- пыжика. Шарф (“магдьика”, “мактан”) делали из хвостов белки или лисицы. Наколенники ( “бокапан”) шили из шкуры оленя, волка, росомахи.

Эвенская одежда носила сезонный характер: весенняя, летняя и зимняя, которая изготовлялась с особой тщательностью и с расчетом на долгое ношение.

Одежда отличалась практичностью. Она прежде всего должна быть удобной при движении. При кочевом образе жизни в ладно пригнанной одежде человек чувствует себя свободно, ничто на него не давит, не стесняет. В этом заключалось искусство эвенских мастериц. Они настолько качественно выделывали шкуры, что в готовом виде предметы одежды становились невесомыми. Вся одежда имеет одно общее название – ой.

Эвены носили одежду, сшитую из выделанной шкуры оленя, снежного барана и других животных. Летнюю одежду шили из ровдуги - “тэргэс”. А зимнюю из шкуры с шерстью. Кроме повседневной одежды была праздничная - “ханисак”, которая отличалась тем, что была обильно украшена вышивкой, бисером, бубенчиками, металлическими бляшками, аппликацией, меховой опушкой, бахромой. Женское платье –“найми” украшалось деталью, называемой “илга” которая располагалась по бокам на талии. Также и мужчины и женщины носили передник –“нэлэкэн”. Более всего из всех деталей костюма украшали пояс - “хакапан” вышитый бисером, крашеной шерстью.

Монеты и бубенчики, пришитые к костюму, мелодично звенели при каждом движении. Передник надевали под “найми”. Края “ найми” низ передника окаймляли черными и красными полосками кожи.

Вырез горловины обшивался зубчатой полоской черной и красной кожи. Торбаза и шапки тоже были вышиты. На шею надевали украшения из серебра, называемые “капкаран”, которые закрывали грудь до пояса. Было два праздничных костюма - летний из “тэргэс” и зимний из летней шкуры “энэс”. Перчатки были вышиты по шву “иннатин”.

Эвены к своей одежде относились с особой бережливостью. Во-первых, это связано с трудностями приобретения сырья. Поскольку в суровых климатических условиях одежда изготовлялась из шкур, кочевник сначала должен был приобрести их. Лишних оленей почти не было, рассчитывать на их шкуры не приходилось, ездовых не забьешь, остается надежда только на охоту.

Эвен-охотник, кочуя с места на место в погоне за удачей, охотится на дикого оленя или на снежного барана. Он обязан обеспечить сырьем всю семью.

Во - вторых, выделка шкуры, камуса требует кропотливого, порою изнурительного труда. В-третьих, одежда отражает не только общее состояние семьи, но наглядно показывает трудолюбие, мастерство женщины-хозяйки. Если муж и дети хорошо одеты и обуты, значит у них добрая, ласковая жена и мать, настоящая мастерица.

У эвенских женщин тонкий вкус, поэтому их одежда отличалась изяществом и нарядностью. Каждая женщина считала долгом передать умение дочерям.

Глава 2.

2.1.Техника изготовления замши.

Замша - удивительный материал от светло-золотистого до коричневого цвета. Изделия, полученные из нее, защищают от пыли, ветра, холода и в то же время отлично “дышат”. Из замши изготавливают летнюю одежду, обувь, головные уборы и другие вещи. Также делают музыкальные инструменты (бубен, барабан) сувениры, панно и разные поделки.

Человечество по достоинству оценило прочность, практичность, элегантность изделий из замши. Благодаря своим качествам замша как материал уже не одно тысячелетие не выходит из моды. Кожевенное сырье- материал дорогой, поэтому относиться к нему нужно особенно

бережно.

Техника изготовления замши ручным способом: шкуру, снятую с убитого оленя, очищают, выстригают шерсть острым ножом, убирают спилку путем скобления железным скребком “чэчун”. После прочистки шкуру натягивают на палки заостренными концами по размеру и форме шкуры и сушат желательно на воздухе.

Сухую кожу мездрят специальным скребком “чэчуном”, затем смачивают кожу специально приготовленной кашицей из оленьей печени путем втирания, плотно заворачивают и оставляют на 12 часов. На следующий день выделывают шкуру с помощью скребка “кэрдэ”, мнут, пока не высохнет и не станет мягкой. Так получают замшу натурального цвета.

Для работы с готовой замшей понадобится острый нож для раскроя и ножницы. Понадобятся иглы тонкие и короткие для мягкой замши, специальные гранено швейные с острием трехгранного сечения для толстой замши. При ручном шитье нужен наперсток, лучше металлический. Тонкую мягкую кожу лучше сшивать на обычной швейной машине. Для сшивания замши используют нитки из сухожилий с ног оленя. Также можно использовать хлопчатобумажные и капроновые нитки.

Замшу можно склеивать, для этого используют клей “Момент”, “ПВА”.

Одежда различна по своему характеру. Она может быть скромной или экстравагантной, сдержанной или смелой, спортивной или лирической. Характер одежды зависит от ее стиля, а стиль выражается деталями, отделкой. Стиль, навеянный мотивами народного творчества - фольклорный, является одним из тех звеньев, которые связывают прошлое нашего народа настоящим и будущим.

Фольклорный стиль- это разнообразные вышивки и отделки, яркие чистые краски, или спокойные - белые, неотбеленные серые.

Современная мода становится разнообразнее и свободнее. Она разрешает иногда соединять в одном комплекте изделия разные по стилю. Найти свой стиль: дело нелегкое. Присмотритесь к себе, попробуйте найти то великое “чуть-чуть”, которое сделает ваш наряд модным и соответствующим облику. Помните, что мода приходит и уходит - а стиль остается.

Технология изготовления молодёжных атрибутов из замши.

Способ изготовления пояса.

Наш пояс изготовлен из замши светлого тона, форма пояса- платочек. Отделка пояса вышита бисером, окантована оленьим мехом. Низ пояса украшен бахромой из цветной замши. Завязывается пояс тесемкой из замши, украшенной кисточками.

Способ изготовления сумочки.

Сумочка состоит из двух одинаковых по форме деталей, низ и ручка состоят из одной цельнокроеной полоски. На этой полоске по всей длине сделаны надрезы, через которые продета узкая полоска другого цвета, в результате, получается орнамент. Таким же образом делается налобник и браслет.

Способ изготовления кулона.

Кулон изготовлен из замши, использовали три слоя темного цвета, на тёмно- красном фоне изображено зимнее солнце с белыми лучами через солнце продета тесёмка.

Способ изготовления чехла для сотового телефона.

Чехол для сотового телефона также изготовлен из замши. Он является необходимым атрибутом современной молодёжи. И выглядит очень оригинально. Форма и размер зависят от марки и вида телефона.

Молодежная сумка мягкой конструкции из замши. Основная деталь передней стенки оформлена плетением. К верхним срезам стенок пришиваются кусочки замши так, чтобы оставить чистый край для втачивания «молнии». Дно и боковые стенки - это цельнокроеная деталь. К боковым деталям пришивается плетенная ручка. Изделие обрабатывается ручным потайным швом.

Комплект летний замшевый «Кристина» состоит из жилета и юбки. Жилет из темно-коричневого цвета. По горловине, пройме и низу изделие вышито декоративным швом - отделкой. Боковые швы жилета зашнурованы. К жилету имеется ожерелье, выполненное из меховых кулонов, соединенных между собой бусами белого и черного цветов. Юбка распашная, такого цвета, что и жилет, так же вышита нитками. Низ изделия украшен меховыми кружочками и бусами. Изделие шито потайным швом через край.

Словарь- справочник (эвенских терминов):

1. Тэти- расшитый кафтан из пыжика или ровдуги.

2. Нэлэкэн- нагрудник длиной до колен.

3. хэркэ- брюки.

4. ниса- бисер.

5. авун- шапка.

6. хаир - перчатки.

7. авса - сумочка.

8. ночика- комбинезон

9. уямкан- снежный баран

10. энэс- шкура новорожденного оленя

11. магдьика, маткан- шарф из хвостов белки и лисицы.

12. бокапан- наколенники

13. тэргэс- ровдуга

14. ханисак- праздничная одежда

15. найми- женское платье

16. илга- деталь платья, расположенная по бокам талии

17. хакапан- пояс вышитый бисером, крашенной шерстью

18. иннатин- вышивка по шву

19. чэчун- скребок для выделки шкуры

20. мездра- сухая кожа на шкуре оленя

21. маут- лассо

22.эмгун-седло

23. мука- шуба

24. хэрук- вьюк

25. хум- нитка из сухожилий оленя.

26. томко-нить

Заключение.

В заключение хочется сказать, что тяжелая сегодняшняя реальность для малочисленных народов Севера поставила перед ними дилемму: смогут ли они выжить как народ с особым укладом жизни, уникальной духовной и материальной культурой или постепенно растворятся в общей массе населения, потеряв себя

как отдельный этнос?! Эту задачу сегодняшние поколения эвенов смогут выполнить, лишь внося традиционные молодежные атрибуты в повседневную одежду и глубоко внедряя самобытную культуру и передавая многолетний опыт поколений на уроках трудового обучения. Надо восстановить устойчивость оленеводства, работу пошивочных мастерских и изготовление одежды, производство сувениров, для того, чтобы были заняты местные женщины, и их труд хорошо оплачивался.

Таким образом, мы сохраним себя- как этнос. И своё выступление хочется закончить стихотворением местного эвенского поэта, учителя Кейметинова В.С.:

Оран ачча- эвен ачча,

Оран бидин- эвен бидин,

Оран индин- эвен индин,

Бини тачин овканча.

Что в переводе на русский язык: Оленя нет- эвена нет,

Олень есть- эвен есть,

Олень будет жить- эвен будет жить!

Жизнь так сложилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Ерзенкова Н.В. Е70 Украшение и дополнения к одежде Мн.: "Современное слово", 2001.

2. Журнал "Илгэ",№1,2005.

3. Журнал "Розовая чайка" №1,1991г./Ассоциация народностей Севера Якутии.

4. Журнал "Северные просторы"

5. Кривошапкин А.В.Эвены - СПб: отделение изд-ва "Просвещение",1997.

6. Курилюк А.Д. К93 Оленеводство Якутской АССР-Якутск: Кн.: изд-во 1982.

7. Наука-оленеводству./Институт проблем малочисленных народов Севера СО РАН.- Новосибирск: Наука,2005 Н34-172с.(Информационный сб.:№2).

8. Северные просторы Арктика - мой дом. М. 1999.

9. Т.М.Простакова. Искусство быть красивой. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003.

10. Традиционные промыслы и ремесла Малочисленных Народов Севера. СПб.: изд-во "Дрофа" СПб; 2004.

11. Технология кожи: вторая жизнь вещей. Авт. Т.Ф. Софьина. - Волгоград: Учитель, 2005.

12. Татарников А.В. "Совершенствование трудового воспитания школьников средством ДПИ народов Севера". Якутск: ООО Сайдом,-2005.

13. Якутия: рекорды, самое первое, самое-самое /Редакция газеты "Якутия".- Якутск: Бичик, 2004.

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы