|
Министерство образования РС (Я). Оленекское муниципальное управление образования. Харыйалахская средняя общеобразовательная школа.
«Мой край – Оленёк»
Выполнила Христофорова Юлия – ученица 6 класса Харыйалахской средней общеобра- зовательной школы. Руководитель: Христо- форова Анна Егоровна- учитель русского языка и литературы.
Харыялах 2008 г
Введение.
Актуальность. Что мы помним из богатой истории о своей малой родины? Какое наследство нам потомкам северной земли Якутии? Как меняется жизнь разных народов, название которым – Северяне? Помним ли мы свои корни? Пусть прочитают и немного узнают ответы на свои вопросы в этом небольшом «походе» в историю моего района. Цель. Воспитание в подрастающем поколении чувства национального самосознания, гордости и независимости, уважения к своей истории, культуре и традициям. Задачи. - Изучение литературы об истории родного края; -Сбор материала из местной газеты и республиканских журналов; - Использование материала этногеографического музея. Гипотеза. Мало мы знаем об истории своего народа, не знаем языка. Молодому поколению предстоит думать о прошлом, настоящем и будущем своего народа. Ведь именно в душах молодых зреет будущее. 2)Основная часть: 1.Оленекский край. Оленекский район занимает территорию, начиная от хребта реки Кета (запад) и кончая хребтом реки Оленек (восток). На севере от залива Хатанга до верховьев р. Котуй и Кета (в диаметре 1500кил.). Оленекский район имеет четыре наслега: Джилинда, Кирбяй, Оленек и Мархино – Шологонский. Население приблизительно 2000 душ обоего пола, 400 хозяйств. Преобладающее население – бедняки и середняки. От гор. Вилюйска до центра Оленек 1100 километров. Жителями Оленекского района с 30-х годов прошлого столетия являются якуты. Впоследствии оленекцы отунгусились. Происхождение этих якутов находит свое подтверждение в устных преданиях. По словам старика Макарова его род Эспен (Эспех – Г.Х.) якутского происхождения. Их предок саха Иван из хатыгинского рода Якутского округа, они тоже от преследования феодализма бежали в Жиганск, а из Жиганска в Оленек, там организовали свой кочевой образ жизни, потому, что это место растущего богатства в области пушнины, рыболовства и т.д. 2.Географическое положение. Оленекский улус расположен на северо-западе Якутии. Территория Оленекского улуса лежит между 64 и 72 с.ш.,106 и 123 в.д. Территория находится за Полярным кругом и является самой большой среди улусов Республики Саха (Якутия). Площадь улуса равна 318 тыс. кв. км. Расположение Оленекского улуса на северо-западе Якутии определяет его географическое положение; он находится под постоянным воздействием холодных арктических масс воздуха. Огромный размер территории и своеобразный рельеф оказывают большое влияние на формирование природных условий. Территория улуса входит в пределы двух зональных природных комплексов: типичной тундры, лесотундры и северной тайги.
3.Климат. Оленекский улус расположен на северо-западе Якутии. Территория Оленекского улуса лежит между 64 и 72 с.ш.,106 и 123 в.д. Территория находится за Полярным кругом и является самой большой среди улусов Республики Саха (Якутия). Площадь улуса равна 318 тыс. кв. км. Расположение Оленекского улуса на северо-западе Якутии определяет его географическое положение; он находится под постоянным воздействием холодных арктических масс воздуха. Огромный размер территории и своеобразный рельеф оказывают большое влияние на формирование природных условий. Территория улуса входит в пределы двух зональных природных комплексов: типичной тундры, лесотундры и северной тайги. 4.Дореволюционная история коренного населения на территории Оленекского района. Бескрайние просторы тундры, лесотундры и таежного редколесья Севера привлекали якутов-бедняков, прежде всего, обилием рыбных запасов и в особенности возможностью добывать диких оленей на переправах через реки. Потомки, смешавшись с местными эвенками в 19 и в начале 20 в., стали себя называть « тунгусами», но в то же время они строго дистанцировались от якутов-скотоводов с одной стороны и от соседних енисейских и других этнических эвенков с другой стороны. Такое, прежде всего, относится к местному населению бассейна верхнего и среднего течений Оленека (территория Оленекского района). В конце 19 и в начале 20 веков на территории современного Оленекского улуса кочевали большие семьи, имевшие частные крупные оленеводческие хозяйства. Род потерял свое экономическое значение и формально объединял членов рода. До прихода основной массы предков якутов и становления якутского этноса шелогонцы занимали обширную территорию на средней Лене. В начале 20 века в комплексном хозяйстве кочевого населения территории Оленекского улуса оленеводство – единственная форма производящего хозяйства, выходит на первый план. Таким образом, в бассейне верхнего и среднего течений реки Оленек (на территории современного Оленекского района – улуса) в начале 20 века сложился этнокультурный феномен, представлявший в основном единый якутский языковой мир, но двухвариантный в этническом самосознании, многотрадиционный в духовной культуре с объективно сложившимся хозяйством и бытом тунгусского типа. 5.Русские казаки- землепроходцы на Оленекской земле. Русские землепроходцы с выходом на большую Северную реку Лену стали строить кочи, на которых спускались в низовья этой реки и, выйдя в Северный Ледовитый океан, следовали на Запад и восток вдоль Арктического побережья. Первым из русских побывал в устье реки Оленек Иван Ребров. Летом 1633г. по указу енисейского воеводы Н.Веревкина отряд тобольских и енисейских казаков под предводительством пятидесятника Ильи Перфильева, выйдя из Жиганского острога, спустился на кочах вниз по Лене. У самого устья отряд разделился на две части. Большая, во главе с Перфильевым, отправилась на восток, а меньшая – во главе с тобольским казаком Иваном Ребровым прошла по Западной (Оленекской) протоке и вышла к Северному Ледовитому океану, а затем, следуя вдоль побережья, впервые достигла устья реки Оленек, поднялась дальше вверх и основала зимовье. В 1635 году отряд казаков из Верхне-Вилюйского зимовья, вышедший на р. Тюнг (левый приток р. Вилюй), узнав от тунгусов, что верховья р. Оленек лежат недалеко, уже в следующем году достиг наземным путем Оленека. До сих пор первое местонахождение Оленекского зимовья на реке Оленек в точности неизвестно. Архивные документы проливают свет на то, что енисейский десятник Елисей Буза в 1635 году шел от устья Оленека вверх по реке, пока не повстречал тунгусов, от которых он взял 5 сороков соболей ясака. К середине 17 в. все коренное население современного Оленекского улуса было обложено ясаком и было внесено в окладные ясачные книги. Ясак – это дань, особая форма подати, взимавшаяся царской казной с коренного населения, с тех, кто стал подданным Русского государства в возрасте от 18 до 50 лет мужского пола. Ясачный оклад брали в основном шкурками соболя или лисы. Сборщики ясака в далеких северных землях творили произвол, самовольствовали, брали заложниками – аманатами детей и жен тунгусов, этим заставляя их добровольно платить ясак. Оленекские азяны в 1640 годах совершали походы против западных, хатангских вонядырей и баягиров, угрожая Ессейскому и Анабарскому зимовьям. В 1652-1653гг. на Оленеке и в низовьях свирепствовала эпидемия оспы, которая скосила оленекских тунгусов, особенно трудоспособную часть. Так, на Оленеке из 156 человек, внесенных в ясачные списки, остались живыми только 30 человек. 6.Оленекский район. Оленекский улус образован постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета от 1 октября 1935 г. Создание района коренным образом изменило жизнь и быт местного населения-эвенков. С древних времен на Оленекской земле проживали предки современных народов-юкагиров, нганасан, эвенков. Глубокое преклонение вызывает природа Оленекского улуса. Не зря писал о ней с восхищением в своей книге «Глухой Вилюй» Далан. Оленекский улус входит в зону арктических улусов. Социальная сфера и экономика улуса функционируют в более сложных условиях, чем центральные улусы и города Республики Саха (Якутия), что в значительной степени связано с объективно повышенными затратами на производство и жизнеобеспечение населения, обусловленными климатическими условиями, удаленностью и труднодоступностью территории, неразвитостью транспортной системы и очаговым размещением производства. Традиционное сельское хозяйство сегодня является основой семейной экономики каждого селянина. В улусе три сельскохозяйственных муниципальных унитарных предприятия, основной деятельностью которых является разведение домашних оленей. В сферу сельского хозяйства также входят родовые общины, крестьянские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. Сегодня улус переживает новую веху в своем развитии. Стоят новые задачи и ориентиры, которые должны привести к качественному новому развитию экономики улуса, внедрению современных технологий, подготовке Человека новой эпохи. Географическое положение. Оленекский улус расположен на северо-западе Якутии. Территория Оленекского улуса лежит между 64 и 72 с.ш.,106 и 123 в.д. Территория находится за Полярным кругом и является самой большой среди улусов Республики Саха (Якутия). Площадь улуса равна 318 тыс. кв. км. Расположение Оленекского улуса на северо-западе Якутии определяет его географическое положение; он находится под постоянным воздействием холодных арктических масс воздуха. Огромный размер территории и своеобразный рельеф оказывают большое влияние на формирование природных условий. Территория улуса входит в пределы двух зональных природных комплексов: типичной тундры, лесотундры и северной тайги. 7.Территория и населенные пункты. 1) Гидрология. Территория Оленексого улуса располагает большим количеством поверхностных водных объектов: рек и малых водотоков, озер и болот. Речная сеть территории улуса принадлежит к бассейну моря Лаптевых. Главная водная артерия улуса - река Оленек. Общая протяженность реки составляет 2292 км, площадь бассейна 220 тыс. кв. км. Она имеет смешанное питание с преобладанием снегового. Для нее характерны высокие весенние половодья, небольшие летние и осенние паводки, исключительно длительная и низкая межень. Свое начало река Оленек берет с горы Янкган (на невысоком хребте, отделяющим бассейн этой реки от Хатанги). Кроме реки Оленек в речную сеть Оленексого улуса входят малые реки: Арга-Салаа, Большая Куонамка, Малая Куонамка, Силигир, Марха, Муна, Биректе, Уджа и другие. 2)Жилиндинский наслег. Жилиндинский наслег является самым отдаленным наслегом на севере района. Издавна здесь проживают эвенки-кочевники, занятые оленеводством. Известно, что жилиндинцы владели 3336 штук пастей, в том числе на границе Туруханского района 950, на территории Анабарского района 730, летом занимались ремонтом старых и изготовлением новых пастей. В оленеводстве работало много семей, кочуя и зимой, и летом в палатках. В связи с этим для детей открывались интернаты, что было очень большим подспорьем для обучения и воспитания детей оленеводов. Оленеводы, кочуя по полутундровой зоне, работают в самых экстремальных климатических условиях. Летом – небывалое количество гнуса, мошкары, изнуряющий зной. Работа в такое время года в погоне за убегающими оленями требует от оленеводов стойкости, дисциплины и силы воли. Особый опыт нужен в период отела оленей, когда четко можно видеть природные мудрые навыки аборигенов, коренных эвенков. Труженики Жилиндинского наслега, отвечая требованиям современного времени, организуют свою работу, устремленную в будущее. Вчерашние неграмотные, кочующие по бескрайним просторам тундры оленеводы и охотники, их дети, получая высшее образование, шагая наравне со всем цивилизованным миром, работают во благо процветания наслега, района, республики, России. 3)Кирбейский национальный наслег. Кирбейский национальный Совет расположен в с. Харыялах в 3 км на правом берегу реки Оленек, напротив районного центра. На 1 января 2005 года проживает 834 человек, из них представители малочисленных народов (эвенки) 779 человек 93,40% от общего числа населения. Население Кирбейского национального совета в основном занимается традиционными отраслями Севера – оленеводством, охотничьим производством, рыболовством. В наслеге имеется 8 родовых общин, 2 крестьянских хозяйств, 1 МУП «Оленекский», 6 разных рыночных формирований. В Кирбейском национальном наслеге работают и другие государственно-социально-бытовые организации, предприятия и учреждения: Харыялахская средняя школа, кочевая школа-сад «Куонэлэкээн» для детей оленеводов, детсад «Кэрэчээнэ» на 50 мест, с 2004 года работает врачебная амбулатория с гериатрическим отделением с 5-тью койками, сельский магазин, 25-местный реабилитационный центр для школьников, ЖКХ с 2-мя котельными обеспечивает центральным отоплением 70% Кирбейского наслега и всех социально-бытовых предприятий, организаций и учреждений. В 1961 году село Харыялах в связи с образованием совхоза стал центром Харыялахского отделения совхоза «Оленекский». 4)Шологонский наслег. Центр-с. Эйик. Образован в июле 1941 года. В Шологонском наслеге образовался колхоз «Красная Заря» на участке Шологонцы. Данный колхоз разъединился, часть колхозников переехала в Оленекский наслег, другая часть переехала в с. Эйик и образовали колхоз «Эйик». В 1952 году Шологонский наслег образован в с. Эйик. Центр наслега Эйик расположен от районного центра 550 км. На 1 января 2005 года общая территория составляет 6829125 кв.км. Население составляет 361 человек, в том числе детей до 15 лет 76. Шологонский наслег граничит с Вилюйским, Верхне-Вилюйским, Нюрбинским, Жиганскими районами. Шологонский наслег славится лучшими охотниками в районе. Среди них Чыларов Михаил Данилович, чемпион-охотник Республики Саха (Якутия), кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, заслуженный работник народного хозяйства республики. Жители наслега занимаются охотпромыслом, в основном добычей соболей и отстрелом диких оленей, в зимнее время. Кроме того, озера богаты карасями, что является большим подспорьем в обеспечении продуктами питания. В летнее время население занимается сбором дикорастущих ягод, сенокосом, выращиванием огурцов и посадкой картофеля на собственное потребление, обслуживание предприятий и организаций и воспитанием подрастающего поколения. 8.О богатствах района. 1)Горное богатство. Горное богатство до сего времени еще не исследовано, но по рассказам местного населения и старика естествоведа т. Староватова П.Х. в реке Оленек скрывается золото, каменный уголь и другие ценные камни. Рыбная промышленность – беспрерывный доход, в среднем дающая 5000 пудов или 30.000 руб. из расчета по 6 рублей. Пушнина Оленекского района и горные богатства имеют огромное значение для развития золотопромышленности и других отраслей экономики ЯАССР. Богатство Оленекского района не эксплуатируется благодаря первобытной технике, там нет никакой техники, кроме пастей. Оленекский район к советизации приступил с 1931 года, организованы советы, раньше существовали родовые советы. Правооппортунистический бывший состав Вилюйских организаций не проделал никакой работы, даже не направил туда уполномоченных. Выкачивал пушнину как из колонии. Вилюйский РИК успокоил себя тем, что он открыл факторию для пушных заготовок, куда направлял купцов, закабаляющих тунгусов в дореволюционное время. 1930-31гг. вилюйские кулаки Синицин, Соломонов Ф. и еще некто Соломонов бежали в Оленек, не выполнив с.-х. налог 3000 рублей с лишним, двое Соломоновых находятся в Джессее, эвенкийского округа В.С. края, работают уполномоченными эвенкийского РИКа В.С. края, несмотря на неоднократные протесты населения. В 1930 году были перевыборы советов, лишали избирправ тунгусов кабинетным путем. Комиссия не обсуждала списки подлежащих лишению избирправ на массовых собраниях. Тунгусы протестовали против этого произвола, но это ни к чему не приводило, и комиссия замкнуто продолжала свое дело. 2)Флора и фауна. Предположительно установлено пребывание 118 видов птиц: 61- гнездящиеся (6- оседлые),15- перелетные, 1- залетный, 41 вид - возможное пребывание. Из них 13 видов занесены в Красную книгу Якутии (1984): малый лебедь, лебедь- кликун, пискулька, клоктун, синьга, сапсан, кречет, орлан- белохвост, беркут, серый журавль, стерх, малый кроншнеп, белокрылая крачка. В экосистемах Оленекского улуса из мелких млекопитающих фоновыми видами являются красная полевка, полевка Миддендфора и северная пищуха. Из крупных млекопитающих в первую очередь- волк, лось и северный олень. Из имеющих промысловое значение животных важнейшими объектами являются западно-якутский соболь, лось, а также песец и дикий северный олень, регулярно мигрирующий из тундровой зоны в лесную. 3)Особо охраняемые природные территории. . Особо охраняемые природные территории Ытык кэрэ сирдэр являются сегодня национальным достоянием республики, базой сохранения экологических традиций малочисленных народов Севера, их образа жизни, примером устойчивого неистощительного природопользования. Это - наше богатство, наше достояние, наше будущее. В Оленекском улусе созданы 5 ресурсных резерватов: 1. «Бэкэ» - республиканского значения постановлением Правительства РС (Я) №39 от 03.02.2000 г. 2. «Алакит» - постановлением Правительства РС (Я) №371 от 11.07.2000 г. 3. «Бур» - постановлением Правительства РС (Я) №371 от 11.07.2000 г.
4. «Бириктэ» - улусного значения постановлением администрации Оленекского улуса №11 от 07.02.2001 г. 5. «Мархара» - решением сессии депутатов районного собрания от 31.03.2000 г. Также 7 памятников природы « Сэвэки», «Танаралаах», «Сэнкю», «Мэрчимдэн», «Ки и Таас», «Эбиэн Мас», «Тиис Хая». Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет 11342700 га, что занимает 36% территории улуса. На этих особо охраняемых природных территориях запрещается промышленная деятельность и строительство, ограничивается или запрещается движение транспорта, предусматривающий ведение только традиционного природопользования.
9.Топонимика района. В эвенкийском языке есть слова «оло», «олом», «олоом», «олум»- «брод». Слово «олом»- «брод» имеется также и в якутском языке. Местные жители говорят, что значение этих топонимов для них неведомо. Эвенки - носители железных стрел и оленеводческой культуры на севере- западе Якутии. В 1-ой половине 2 тыс. н.э. в бассейнах рек Оленька и Анабара вклинились тунгусоязычные племена: азяны, синигири, лалкагиры. С этого времени юкагиры начинают оттесняться на восток и попадают под усиленное влияние тунгусоязычных племен. А самодийские племена откочевали на запад. Низовья Оленька и Лены были единственным регионом, где тунгусы, образовав коридор, вышли к побережью Северного Ледовитого океана задолго до прихода русских казаков в 1-ой половине 17 века. Эвенки - один из древних народов Сибири, Севера, Дальнего Востока, имеющий удивительную историю. Происхождение двух родственных севера - эвенков и эвенов своими корнями уходит вглубь тысячелетий, и данная проблема всегда вызывала научные споры в ученом мире. Но исследователи едины в том, что древняя прародина эвенков и других тунгусоязычных народов находится в огромном регионе Южной Сибири и Приамурья. Здесь предки эвенков и эвенов, исконные охотники на крупных зверей, сумели приучить диких оленей и использовать их в качестве ездовых и вьючных оленей. Именно верхом на оленях эвенки освоили и стали подлинными хозяевами обширных пространств тайги и тундры Ледовитого океана до монгольских степей. Ясно одно - оленеводство на северо-востоке Азии впервые появилось тунгусоязычных племен, от которых эту форму единственного производящего хозяйства на Севере заимствовали предки чукчей, коряков, юкагиров. Одомашнившие дикого оленя, бесспорно, одно из культурных завоеваний эвенков и других народов Севера, имеющее историческое значение. Хозяйственно – культурный комплекс охотников-оленеводов тайги и лесотундры, характерный и для оленекских эвенков, оказался наиболее жизнеспособным и устойчивым в суровых условиях Севера, также бесспорна их великая заслуга в сохранении северной природы. За прошедшее многовековое развитие эвенки изобрели простые и доступные, экологически чистые охотничьи и рыболовные орудия труда, способы охоты, выработали методы и приемы разведения оленей применительно только в северных широтах (тундры, лесотундры, тайги и др.) эвенки создали многообразные виды одежды, максимально приспособленные к суровым природно-климатическим условиям Севера, отличавшиеся многосоставностью, т.е. легко снимались и одевались частями, были удобными для хранения и упаковки во вьючных сумах и просушки частями на костре. К этому следует добавить изобретение нашими предками дымокура от таежного гнуса, комаров, легкого переносного конического чума, изящной и легкой лодки дробленки – «тирэх тыы» и многое другое, без которого кочевая жизнь в Заполярье была бы невозможной. В этом и заключается большой вклад эвенков в циркумполярную, а через нее – в общечеловеческую культуру. Оленекский героический эпос – это не только бесценный исторический источник, проливающий свет на древнюю историю региона, но это и редкий памятник раннего этапа формирования героического эпоса вообще. Святилища наших предков из глубин веков освещают нам путь Монументальными, вековыми свидетельствами освоения территории Оленекского улуса в средневековое время различными племенами являются святилища с наскальными изображениями по берегам реки Оленек. По старинным преданиям, эти культовые места, сотворенные самой природой, представляют аномальные силы природы, которые способствовали благополучию наших предков. Три достоверно известные святилища народов Севера в бассейне р. Оленек были исследованы учеными. Святилища и писаница «Сэвэки» находится в 15 км вверх от урочища Кирбэй на левом берегу р. Арга – Сала, левого притока р. Оленек. Памятник исследован Архиповым Н.Д. в 1981 г. На скалах, на высоте 70-80 м сохранились остатки от древних росписей в виде аморфных очертаний красной охры. На рисунках изображен стоящий в профиль олень и горизонтальный ряд палочек, нанесенных, вероятно, с помощью пальцев. Среди этих скал находится навес площадью около 12 кв.м. В самом глухом углу навеса находится небольшой плоский каменный выступ, на котором сохранился слой красной охры. Внутри навеса на глубине 15-20 см, в круге диаметром 1,5м, обнаружены различные предметы – кремневые наконечники стрел с прямым и скошенным основанием, стрелы из трубчатых костей сохатых и дерева, гребень из бивня мамонта с 5 зубцами. Возраст культового места Архиповым Н.Д. ориентировочно определен 17-18 столетиями. О том, что эта писаница являлась местом совершения магических обрядов и церемоний эвенков, свидетельствует ее эвенкийское название «Сэвэки» - «Дух лева». Участок р. Арга – Сала диаметром 3-4 км, в середине которого возвышается гора Сэвэки, в отдаленные времена был излюбленным местом обитания человека. Особое значение исследованного памятника заключается в том, что в настоящее время он является единственной достоверно доказанной древнеэвэнкийской писаницей на территории Якутии. Памятник – писаница «Танаралаах» («Божественное») в среднем течении р. Оленек. Памятник исследован Архиповым Н.Д., Романовым П.Н. в 1977 г33 Рисунки на скалах выполнены красной охрой. Хорошо сохранились две антропоморфные фигуры. На первой из них выступает верхняя часть туловища человека, одевшего на голову ритуальную маску с вырезами для глаз. С правой стороны от него сохранилась человеческая личина, сверху – два ряда черточек, а внизу – вероятно рисунки ног. Вторая фигура также изображает шамана, одетого в обрядовый костюм и раскинувшего руки при совершении камлания. На его одежде отчетливо видны железные подвески и пояс, а также свисающая вниз бахрома. Как отмечает Архипов Н.Д., в стилистическом отношении рисунок близок к железной антропоморфной шаманской фигуре – эмэгэт захоронения в 18 веке 5 км вверх от устья р. Сенкэ, на правом берегу р. Оленек. Этот идол присутствовал в инвентаре раскопанного в 1987 г. шаманского погребения, где он предстал, наподобие тангаралахскому рисунку, с раскинутыми руками. По предположению Архипова Н.Д., рисунки горы Танаралаах были созданы эвенками примерно в 17-18 вв., т.е. одновременно с росписями горы Сэвэки. Особняком стоит жертвенник под названием « Куойка». Этот памятник средневековой традиционной культуры аборигенов Оленекского улуса находится ниже по реке Оленек от улусного центра на расстоянии примерно 850 км, на границе с Булунским улусом. Две каменные скалы на устье речки Куойка, левого притока Оленека в старину были святилищем разноязычных племен. Местами здесь сохранились остатки древних росписей. Кочевые оленеводы и охотники оставляли между расщелинами этих скал в дар духам множество предметов: костяные, роговые наконечники стрел, дротики и наконечники копий их бивня мамонта и кости крупных парнокопытных. Были также найдены бронзовые пуговицы кафтана. Все предметы, найденные и собранные Н.Д.Архиповым с оленекских жертвенников, хранятся в фондах Оленекского историко-этнографического музея народов Севера. Название речки Куойка, по определению ученого М.С. Иванова-Багдарыын Сулбэ, восходит своими корнями к религии нганасан, ближайших соседей оленекских эвенков из самодийскоязычных народов. По книге Б.О. Долгих « Родовой и племенной состав народов Сибири в 17 веке» по побережью Северного Ледовитого океана и по низовьям рек Анабара и Оленека кочевали самодийские племена, хотя в современном мире самодийцев на территории Якутии нет. Приводим определение М.С. Иванова: « Куойка назывались материальные предметы, почитаемые домашними покровителями. В одних случаях это были камни, рога оленей и предметы необычной формы, в других - зооморфные и антропоморфные изображения, сделанные из металла или дерева. Перевозились они в специальных нартах, запряженных священными оленями, отмеченными особыми тамгами. Куойка назывались также почитаемые, как священные, объекты природы, например, сопки, скалы, деревья необычного вида и т.д. Домашних Куойка каждый месяц окуривали жиром дикого оленя, а также « кормили» после удачной охоты: клали на их нарту кусочки жира и мяса дикого оленя. А сопкам, скалам и деревьям приносили в жертву оленей и дарили лоскутки материи, нанизанные на шкурки, деньги и т. п. Видимо, на речке Куойке когда – то была знаменитая куойка нганасан – самодийцев».
Заключение.
Много изменений происходило, происходит и будет происходить на Севере в истории России, не изменился сам Север - моя родина, его люди. Все здесь так же, как и тысячу лет назад - свирельные морозы, дикие пурги, многочисленные комара и мошкара в летнюю пору. Но мы, северяне, потому и северяне, что привыкли жить в ладу с такой суровой природой. Трудная жизнь здесь воспитала в нас чувство ответственности и самостоятельности, взаимопомощи в тайге, когда делишься последним кусочком лепешки; достоинство и гордость за свое происхождение. Северяне могут сегодня предложить всем людям складывать все достоинства, не бороться друг с другом, слышать лес и реку, осторожно на цыпочках ходить по земле, дышать чистым воздухом и пить прозрачную воду из родника. Главное - слушать друг друга и природу. Это единственный ключ к пониманию между собой, а значит, и к сохранению земли, имя которой Россия. Так нас, десять внуков, учила бабушка Дарья, когда мы ежегодно, каждый подросший в свою очередь, собирали с ней в тайге голубику. Это все называется моя жизнь.
11.Литература. 1) Багдаарын Сюлбэ. Топонимика Якутии// Якутск, 1989.- С. 90. 2)Боякова С. И. Освоении Арктики и народы Северо - Востока Азии (19 в. -1917 г.)- Новосибирск: Наука, 2001.- С. 65. 3)Гурвич И. С. Указ. соч. – С. 10-15. 4)Гурвич И. С. Указ. соч. – С. 24-25. 5)Дневник экспедиции А. Л. Чекановского по рекам Нижней Тунгуске, Оленеку и Лене в 1873-1875 гг.- СПб.: 1896.- С.166-167. 6)Клеопов И. Л. А. Л. Чекановский (1833-1876) – Л.: Наука, 1972.-С.95. 7)Клоков К. Б. Традиционное придопользование народов Севера: концепция сохранения и развития. СПб., 1997. 8)Суслов И. М. О национальной принадлежности современного населения северо-запада Якутской АССР // Советская этнография. 1952.- №2.-С.69. 9)Суслов И. М. Река Оленек. - С.4-6. 10)Экспонаты Оленекского историко-этнографического музея народов Севера. 11) Газета «Сардана»
|
|
2006г. © ЦНИТ ЯГУ,
АГИКиИ |