main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ СЕВЕРА И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

МАТЕРИАЛЫ парламентских слушаний

«О мерах по реализации целей Второго

Международного десятилетия коренных народов

мира в сферах народного образования и

сохранения родных языков в районах проживания

коренных малочисленных народов Севера, Сибири

и Дальнего Востока Российской Федерации»


• Часть I

2 октября 2008 г. г. Москва


ПРОЕКТ


Рекомендации

парламентских слушаний в Совете Федерации

«О мерах по реализации целей Второго Международного десятилетия

коренных народов мира в сферах народного образования и сохранения

родных языков в районах проживания коренных малочисленных народов

Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»


Участники парламентских слушаний, обсудив проблемы обеспечения доступности и качества образования и сохранения родных языков в районах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, отмечают, что развитие системы образования в этих регионах характеризуются следующими особенностями:

значительной территориальной разбросанностью населенных пунктов, их удаленностью друг от друга и относительной малонаселенностью, что усложняет организационное, финансовое и техническое обеспечение развития образования;

меньшей доступностью для населения качественных услуг в области образования по месту жительства в связи с ограниченностью образовательной инфраструктуры и недостаточным количеством преподавательских кадров;

устаревшей материально-технической базой общеобразовательных учреждений;

кочевым и полукочевым образом жизни и традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, что требует принятия особых мер для развития системы образования по удовлетворению этнокультурных потребностей и языковых прав граждан;

Развитие системы образования имеет особую значимость для северных регионов, особенно для их сельских районов, как важный стабилизирующий социальный фактор. Как правило, образовательные учреждения в отдаленных поселках становятся очагами культуры и просвещения.

Как и на развитие общероссийской системы образования в целом существенное влияние на сферу образования на Севере Российской Федерации оказало проведение в стране рыночных реформ, которые привели к серьезным демографическим и социально-экономическим проблемам в северных регионах.

В результате высокой смертности и низкой рождаемости, а также миграционного оттока населения из северных регионов, не замещаемого вновь прибывшими сюда гражданами, население Севера с 1990 года по 2007 год уменьшилось на 17,2% с 12,8 до 10,6 млн. человек. При этом с Севера уехала наиболее активная и профессионально подготовленная часть населения.

В сфере образования это привело к закрытию 12,1% общеобразовательных учреждений, количественному снижению на 33,6%

контингента обучающихся в них детей. Это также вызвало нехватку квалифицированных специалистов - преподавателей и воспитателей.

В связи с недостаточностью финансовых ресурсов в северных регионах в значительный упадок пришла образовательная инфраструктура, средний износ школьных зданий здесь превышает 50% от их общего числа, большое количество школ нуждаются в реконструкции и ремонте.

Не достает учебников и учебных пособий, литературы для внеклассного чтения, особенно на языках коренных малочисленных народов Севера. До 90% издаваемых в России новых книг не поступают в библиотеки многих северных регионов даже в единственном экземпляре, а межбиблиотечный абонемент из-за растущих почтовых расходов фактически распался.

Система образования коренных малочисленных народов Севера является составной частью российской системы образования и регламентируется общими положениями законодательства Российской Федерации об образовании и сохранении родных языков. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, поддерживает различные формы образования и самообразования. Общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Доступ к образованию рассматривается государством в качестве необходимого условия экономической безопасности России, образование является существенным фактором сохранения и развития национальных культур. Российская Федерации выделила коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в отдельную социальную группу особо нуждающихся в государственной поддержке, в том числе, в вопросах ответственности за сохранение и развитие родных языков этих народов.

В то же время, ни закон Российской Федерации «Об образовании», ни Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ни Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы не содержат норм государственного протекционизма по отношению к коренным малочисленным народам. С одной стороны, провозглашается особая государственная ответственность за состояние дел в сфере образования и сохранения родных языков всех народов России, с другой стороны, не регулируются в полной мере конкретные отношения, возникающие в сфере образования и сохранения родных языков коренных малочисленных народов.

Полномочия по обеспечению государственных гарантий НА получение общедоступного образования, финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходоз на учебники, разработка и реализация региональных программ развития образования и ряд других полномочий находятся в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Значительную работу по развитию образования проводят органы государственной власти такнх регионов как Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Республика Саха

(Якутия) и Хабаровский край. В этих и других регионах приняты законы субъектов Федерации и региональные программы развития образования и сохранения родных языков коренных малочисленных народов. В то же время, в отдельных регионах вопросам развития образования коренных малочисленных народов Севера по разным причинам не уделяется должного внимания. Как следствие, в этих регионах нет законов о языках и региональных программ развития образования, а родные языки коренных малочисленных народов изучаются в школах факультативно.

Существующая языковая ситуация в районах Крайнего Севера является результатом действия двух основных факторов. Первый - активное воздействие русского языка, связанное с притоком приезжего населения и распространением средств массовой информации, в особенности телевидения. Второй - ослабление позиций родных языков, связанное с разрушением традиционных языковых коллективов при укрупнении поселков и неэффективностью преподавания родных языков в общеобразовательных учреждениях. Обучение родным языкам осуществляется в рамках школьного компонента Базисного учебного плана, которым предусматривается выделение на преподавание родного языка всего от 1 до 6 часов недельного учебного времени.

Из всех языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока наиболее функциональными, в настоящее время, являются ненецкий, эвенкийский, эвенский, чукотский, хантыйский, селькупский, юкагирский. Некоторые языки (керекский, ульчи, удэгейский) стоят на пороге умирания и исчезновения.

Большим стимулом для развития образования в северных регионах стала реализация приоритетных национальных проектов. В рамках этих проектов в северных субъектах Российской Федерации осуществляются меры по поддержке и развитию лучших образцов отечественного образования, поощрению лучших учителей и поддержке талантливой молодежи, внедрению современных образовательных технологий (компьютеризации, интернетизации и др.), повышению уровня воспитательной работы в школах, приобретению школьных автобусов и оснащению школ учебными и учебно-наглядными пособиями и оборудованием. В связи с этим положение в области развития образовательной сферы северных регионов стало меняться в лучшую сторону.

В то же время, проводимая в рамках национального проекта «Образование» работа по модернизации образовательных учреждений и выработке федеральных государственных образовательных стандартов имеет и негативные побочные эффекты. Так, например, в некоторых регионах под видом «модернизации» образовательных учреждений на основе перехода на новые принципы нормативно-подушевого финансирования, были приняты непродуманные решения о закрытии малокомплектных школ в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.

Особые меры государственной поддержки образования коренных малочисленных народов Севера должны предусматривать разработку федеральных и региональных финансируемых из федерального бюджета

целевых программ (подпрограмм) по сохранению и развитию родных языков коренных малочисленных народов, включающие в себя создание более широкой сети малокомплектных школ, организуемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности родителей учеников из числа коренных малочисленных народов, с пересмотренными нормативами подушевого финансирования, введение новых форм образовательных учреждений в виде кочевых школ, таежных школ, кочевых школ-детских садов, других форм образовательных учреждений, развитие дистанционного образования, обеспечения школ учебной и учебно-методической литературой на языках этих народов.

Одной из главных задач в области образования коренных малочисленных народов, как это закреплено в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации в сентябре 2008 года, является совершенствование образовательных программ для коренного населения, особенно в части подготовки детей к жизни в современном обществе с полноценным освоением навыков проживания в экстремальных природных условиях, включая оснащение образовательных учреждений и отдаленных населенных пунктов средствами дистанционного обучения..

Серьезной проблемой образования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов является недостаточная численность педагогических кадров, профессионально подготовленных для обучения этой специфической категории обучающихся.

Решением данной проблемы могло бы быть развитие системы квотирования в высших и средних специальных учебных заведениях числа бюджетных мест для подготовки квалифицированных кадров из числа коренных малочисленных народов, обеспечение социальной зашиты педагогов, придания им статуса учителя школы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также создание новых образовательных центров по их подготовке и повышению квалификации педагогических кадров.

Перспективы сохранения родных языков напрямую зависят от сохранения и развития традиционных видов хозяйственной деятельности, защиты исконной среды и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, потому что языки коренных малочисленных народов будут жить и развиваться, когда для этого будет создана благоприятная языковая среда.

Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

• Разработать и принять проект федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части введения квотирования целевых мест мест для представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

• разработать и принять проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию в системе образования условий для сохранения и развития родных языков коренных малочисленных народов;

Правительству Российской Федерации:

• ускорить работу по подготовке ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств;

• адресную государственную поддержку в виде субсидий малокомплектным школам и иным формам образовательных учреждений в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока осуществлять посредством:

- внесения изменений в Федеральную целевую программу «Дети России на 2007-2010 годы» в части включения объектов капитального строительства и реконструкции школ в национальных селах;

- включения в Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 годы проектов по актуальным проблемам образования и сохранения родных языков в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

• разработать и ввести в действие схему целевого выделения средств субъектам Российской Федерации для осуществления профессиональной подготовки специалистов из числа коренных малочисленных народов и их профессиональной адаптации по окончании обучения;

• поручить Министерству образования и науки и Министерству регионального развития Российской Федерации разработать предложения по установлению дополнительных льгот и норм государственного обеспечения для учащихся и студентов учреждений профессионального обучения из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

• поручить Министерству образования и науки Российской Федерации:

- разработать совместно 'с заинтересованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации комплекс мер по подготовке и повышению квалификациипедагогических кадров для работы в общеобразовательных учреждениях, расположенных в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе предусмотреть создание на базе Института народов Севера РГГТУ им А.И. Герцена Всероссийского центра развития интеллектуальных ресурсов Севера;

- предусмотреть увеличение количества бюджетных целевых мест в высших и средних специальных учебных заведениях для абитуриентов из числа коренных малочисленных народов, проживающих в местах традиционного проживания этих народов;

- рассмотреть вопрос о возможности открытия кафедры языков народов Севера в Красноярском государственном педагогическом университете;

- оказать финансовую поддержку программам профильных издательств, направленных на издание учебной, учебно-методической литературы по языкам и культурам народов Севера, включая художественную литературу на языках коренных малочисленных народов;

- продолжить практику разработки, публикации и внедрения учебно-методических комплектов по родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, включая создание полных национально-русских и русско-национальных словарей на базе многоаспектной исследовательской работы и учебно-методические комплекты для йе владеющих родным языком, в том числе на электронных носителях;

- при разработке Федерального государственного образовательного стандарта определить минимальные стандарты материально-технического обеспечения малокомплектных школ коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- решить вопрос о месте проведения в 4 квартале 2009 года всероссийской научно-практической конференции на тему «Родные языки, находящиеся под угрозой исчезновения, в системе российского образования», принимая во внимание инициативу Республики Саха (Якутия) о проведении данного мероприятия в Якутске;

- изучить вопрос и принять решение о восстановлении подготовительного отделения народов Севера при Дальневосточном государственном медицинском университете с соответствующим финансированием в целях обеспечения профессиональными кадрами районов проживания коренных малочисленных народов субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа;

Национальному организационному комитету по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира:

• образовать межведомственную рабочую группу по проблемам образования и сохранения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

• разработать и принять соответствующие нормативные правовые акты, обеспечивающие развитие системы целевой подготовки профессиональных кадров, установление дополнительных социальных гарантий и норм государственного обеспечения учащихся и студентов из числа коренных малочисленных народов и их трудоустройства после окончания обучения;

• разработать и принять региональные комплексные планы мероприятий по реализации целей и задач Второго Международного десятилетия коренных народов мира с включением в них перечня мер по развитию системы образования и сохранению родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

• принять меры по сохранению сельских образовательных учреждений (малокомплектных школ) в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов в связи с переходом на принцип нормативно-подушевого финансирования. Пересмотреть нормативы бюджетного финансирования малокомплектных школ с учетом реальных затрат на их содержание в условиях отдаленности, труднодоступности и экстремальных климатических условий;

• разработать мероприятия, направленные на социальную защиту и обеспечение жильем работников образования (в т.ч. выпускников высших и средних специальных учебных заведений), работающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

Президиуму Российской Академии наук

• рассмотреть возможность образования при Институте этнологии и антропологии РАН специализированного межинститутского академического Центра документирования материалов по языкам и культурам народов Сибири, одной из важнейших целей которого станет разработка - специализированных компьютерных программ фиксации, реставрации и хранения, а в большинстве случаев - спасения уникальных аудиовизуальных и рукописных материалов, накопленных российской наукой за последние три столетия;

• обратить внимание на важность разработки программы серийного академического издания современных и архивных фольклорных материалов (сводов материалов), составления новых и переиздания ранее опубликованных академических грамматических описаний и двуязычных

словарей на языках малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

Российскому гуманитарному научному фонду (РГНФ) и Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ)

• оказывать поддержку проектам, направленным на сохранение и публикацию рукописных материалов и аудиоматериалов по языкам и культуре коренных малочисленных народов, находящихся в государственных архивх и в частных архивах исследователей и собирателей;

• соблюдать равные условия оценки вклада и оплаты труда российских и зарубежных ученых, участвующих в совместных международных образовательных проектах.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ СЕВЕРА И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

МАТЕРИАЛЫ


парламентских слушаний

«О мерах по реализации целей Второго

Международного десятилетия коренных народов

мира в сферах народного образования и

сохранения родных языков в районах проживания

коренных малочисленных народов Севера, Сибири

и Дальнего Востока Российской Федерации»

Часть II

2 октября 2008 г. г. Москва


ИНФОРМАЦИЯ

о состоянии системы образования детей и молодежи из числа коренных

малочисленных народов Севера в Амурской области и предложения в

проект рекомендаций парламентских слушаний по теме: «О мерах по

реализации основных целей Второго Десятилетия коренных народов

мира в сферах образования и сохранения родных языков в районах

проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и

Дальнего Востока Российской Федерации»


В соответствии с законами РФ № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», № 95-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (исполнительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногр самоуправления в РФ» и Законом Амурской области № 208-03 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Амурской области» министерством образования и науки Амурской области, муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, ведется системная работа по обеспечению прав коренных малочисленных народов (далее - КМНС) на образование, на сохранение и развитие своей самобытной традиционной культуры.

В текущем году количество детей-эвенков преддошкольного возраста (до 1 года) составило 34 человека, дошкольного возраста (1-7 лет) - 128. Охват детей-эвенков дошкольным образованием составляет 64% при среднеобластном показателе 50,7%. С целью приобщения дошкольников к культуре, традициям и обычаям своего народа в дошкольных общеобразовательных учреждениях, посещаемых детьми-эвенками, реализуются программы этнокультурной направленности, программы раннего изучения эвенкийского языка.

В 2007/08 учебном году в школах области обучалось 246 эвенков (I ступень - 85 чел., II ступень - 121 чел., Ш ступень - 40 чел.). Дети-эвенки школьного возраста обучаются в пяти школах области:

Тындинский район

• Усть-Нкжжинская муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа;

• Первомайская муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа

Зейский район

• Бомнакская муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа

Селемджинский район

• Ивановская муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа

Традиционная система образования в вышеназванных школах направлена на сохранение национальных языков, приобщение молодежи к материальной и духовной культуре родного народа, его традициям. Изучают эвенкийский язык 209 учащихся (1-2 часа в неделю за счет часов школьного компонента базисного учебного плана). Кроме того, в базисные учебные планы общеобразовательных учреждений включены предметы, факультативы, элективные и профильные курсы этнокультурной направленности: охотоведение, оленеводство, этнография народов Севера, родной язык и литература народов Севера, национальная культура Дальнего Востока и др.

Преподавание родного (эвенкийского) языка в школах северных территорий области осуществляют 6 педагогов. Подготовку и повышение квалификации учителя, преподающие родной язык, проходят в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете, Якутском республиканском институте повышения квалификации учителей, Бурятском педагогическом университете.

В Первомайской СОШ Тындинского района осуществляется профильное обучение: 12 человек обучаются по агротехническому профилю, 10 - по индустриально-технологическому. Народным промыслам обучаются 106 школьников-эвенков, из них по специальностям: оленевод - 15 человек, охотник-промысловик - 4, рыболов - 4, изготовитель сувениров (работа с бисером и мехом) - 31, мастер меховых изделий - 8, модельер национальной одежды - 30, резчик по дереву и кости - 14 человек.

Основными показателями состояния системы образования детей из числа КМНС являются:

Показатели 2005/06 уч. год 2006/07 уч. год 2007/08 уч. год

Количество образовательных учреждений, в которых осуществляется обучение детей из числа КМНС 5 5 5

Всего учащихся 274 267 246

успеваемость в % 98,1 99,8 99,8

качество знаний в % 36,7 34 34,7

Ежегодно выпускникам общеобразовательных учреждений из числа КМНС выделяются целевые места на обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования области: 2005/06 уч. г. - 11 мест, 2006/07 уч. г. - 6 мест, 2007/08 уч. г. - 21 место. Представители КМНС области (4 человека) по целевому набору обучаются в вузах г. Санкт-Петербург.

В соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 13.04.2004 года № 189 «Об основных направлениях социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Амурской области на 2004-2010 годы» министерством образования и науки Амурской области, муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, проведен ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы обучения и воспитания школьников-эвенков.

В МОУ «Первомайская СОШ» Тындинского района созданы условия для функционирования Центра занятости выпускников и молодежи сел компактного проживания КМНС. На базе учебно-производственного технологического комплекса школы (далее - УПТК) функционируют 2 цеха резьбы по девереву и столярных изделий, цех шитья национальной одежды и головных уборов, цех по изготовлению сувениров. В УПТК работают 6 мастеров производственного обучения, из них 2 являются выпускниками школы. В цехах УПТК обучаются школьники 5-11 классов. Все выпускники сдают квалификационный экзамен и получают удостоверение о прохождении профессиональной подготовки.

С целью охвата детей народов Севера общим образованием в местах производственной деятельности их родителей, приобщения к традиционным видам занятий старших поколений на базе Усть-Нюкжинской школы Тындинского района с 2005/06 учебного года в режиме эксперимента функционирует «Кочевая школа» (международный проект французско-эвенкийская кочевая начальная школа, руководителем которого в России является А. Васильева-Лавриллье, доктор антропологических наук Парижского Университета Сорбонна, Президент французско-эвенкийской некоммерческой организации «Сэкалан»). В декабре 2005 года экспериментальной площадке присвоен статус областной экспериментальной площадки по проблеме: «Культурологическая направленность образовательного процесса как основа функционирования кочевой школы для детей малочисленных народов Севера». В 2007/08- учебном году в кочевой школе обучалось 9 детей.

Для приобщения молодого поколения к уникальной национальной культуре и возрождения традиций в школах создаются центры национальной культуры и народных промыслов. С 2004 года функционирует центр традиционной культуры на базе Усть-Нюкжинской школы Тындинского района. С 2006 года МОУ Бомнакская СОШ Зейского района работает в режиме инновационного развития «Школа - этнокультурный центр села». В МОУ «Первомайская СОШ» Тындинского района подготовлен проект по созданию этнографического музея амурских эвенков. Работа центров национальной культуры ведется по нескольким направлениям: историческое краеведение, декоративно-прикладное творчество, физическая культура и национальные виды спорта, народный фольклор.

Приобщение молодежи к традициям родного народа ведется в школах Зейского, Тындинского и Селемджинского районов через реализацию учебных курсов «Охотоведение», «Оленеводство», «Рыболовство». Учебные кабинеты оснащаются соответствующим оборудованием: аудио-видео и компьютерной техникой, наборами инструментов для резьбы по дереву и кости, инструментами по обработке кожи, палатками, спальными мешками, лыжами, сетями и пр. Для проведения практических занятий при Первомайской и Усть-Нюкжинской школах Тындинского района функционируют школьные «Охотничьи дома».

С целью развития творческих способностей детей-эвенков на базе МОУ «Первомайская СОШ» Тындинского района созданы специализированные классы для занятий учащихся изобразительным искусством, хореографией, обучением игре на музыкальных инструментах.

Для развития материальной базы школ, расположенных в местах компактного проживания КМНС, ежегодно выделяются средства из муниципальных бюджетов, привлекаются внебюджетные средства. На условиях софинансирования (средства областного и местного бюджетов) для Усть-Нюкжинской школы приобретен микроавтобус для подвоза учащихся.

Амурским областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (далее ГОАУ ДПО Амурский ИПК и ППК) уделяется внимание вопросам этнопедагогики, этнопсихологии и этнографии. Одним из направлений работы учебно-методического кабинета воспитательных систем является координация деятельности и методическое сопровождение пяти общеобразовательных учреждений, расположенных в местах компактного проживания КМНС. Научное руководство данным направлением работы осуществляет ректор института, профессор, кандидат педагогических наук Л.Е.Дмитриева. В целях активизации культурно-просветительской, воспитательной работы, формирования установок толерантного сознания среди населения, педагогов и учащихся в программу учебного курса «Экологическое краеведение» введен раздел «Основы социальной экологии, этноэкологии и этнопсихологии», выделены темы «Человек в дальневосточном регионе», «Социально-культурное развитие и взаимодействие населения Амурской -области». В курсовую подготовку педагогов, в зависимости от специализации и типа образовательного учреждения введены модули:

- «Человек в дальневосточном регионе»;

- «Население Амурской области - этноэкологический и этнопсихологический аспекты»;

- «Демографическое поведение и процесс урбанизации коренных народов в местах их компактного проживания» и др.

Учителями общеобразовательных учреждений Тьщдинского района Абрамовой К.С. и Иванищенко В.Ф. подготовлены к изданию учебные пособия для учащихся-эвенков. За счет средств областного бюджета изданы «Эвенкийско-русский словарь» (15 экз.), «Эколого-этнографический календарь эвенков Амурской области» (90 экз.).

С целью обмена опытом в решении проблем обучения и воспитания подрастающего поколения из числа КМНС министерством образования и науки Амурской области, муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, ГОАУ ДПО Амурским ИПК и ППК проводятся круглые столы, совещания, семинары, конференции. В октябре 2005 года в г.Тында состоялась вторая международная конференция «Лига БАМа: проблемы мировоззрения, экономики, социальной истории». В конференции приняли участие руководители муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, Тындинского, Зейского,

Селемджинского районов. В феврале 2007 года на базе школ Тындинского района и Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) проведен совместный семинар-совещание для руководителей органов местного самоуправления, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, Тындинского, Селемджинского и Зейского районов Амурской области и Республики Саха (Якутия) по проблеме «Формирование этнорегиональных систем образования на Севере: проблемы, опыт, перспективы».

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Усть-Нюкжинскую школу поступил комплект учебно-наглядного оборудования для кабинета биологии. Учитель истории и обществознания МОУ «Усть-Нюкжинская СОШ» Тындинского района Костылева Наталья Павловна стала обладателем Президентского гранта (100 тыс. рублей).

Школы северных территорий приняли активное участие в конкурсах общеобразовательных учреждений и педагогов, проводимых в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В 2007 году МОУ Бомнакская СОШ Зейского района и МОУ «Первомайская СОШ» Тындинского района стали победителями конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Часть средств, предназначенных победителям' конкурса, направлена на развитие центров национальной культуры и оснащение оборудованием кабинетов, обеспечивающих учебные курсы . «Оленеводство», «Охотоведение», «Таксидермия».

В 2006-2007 годах муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, руководителями образовательных учреждений проведена значительная работа по информатизации образовательных учреждений. Как результат, на сегодняшний день во всех школах имеются компьютеры. Динамика компьютеризации образовательных учреждений северных территорий следующая:

Территория Количество учащихся на 1 компьютер,

используемый в учебном процессе

2005 год 2006 год 2007 год

Зейский район 18 13 12

Селемдинский район 21 12 10

Тындинский район 20 11 9

В среднем по области: 34 24 20

Показатель оснащенности компьютерной техникой образовательных учреждений северных территорий выше среднеобластного (в северных территориях на 1 компьютер приходится 9-12 учащихся, в среднем по области - 20 учащихся).

В результате реализации мероприятия «Развитие технической основы современных информационных образовательных технологий» приоритетного

национального проекта «Образование» в 2007-году все школы подключены к сети Интернет.

В системе образования северных территорий Амурской области существует ряд проблем, требующих решения:

• недостаточная материально-техническая база общеобразовательных учреждений;

• качество знаний учащихся-эвенков ниже среднеобластного (34,7% при среднеобластном показателе 40,2%)

• потребность в педагогических кадрах, ежегодно составляет 10-15 специалистов;

• недостаточная организация работы по укреплению здоровья учащихся;

• дефицит рабочих мест для молодежи в сфере общественного производства.

В целях решения вышеназванных проблем определены приоритетные направления развития системы образования северных территорий Амурской области:

• создание в образовательных учреждениях адаптивной этнокультурной среды обучения и воспитания учащихся;

• отработка методик трудового обучения детей коренных малочисленных народов Севера;

• внедрение современных методик и технологий обучения и воспитания, в том числе здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных;

• развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения детей-эвенков;

• создание условий для дистанционного обучения;

• обеспечение педагогическими кадрами школ северных территорий области;

• оснащение школ техническими средствами обучения, современным оборудованием для учебных мастерских;

• вовлечение в систему образования территориального социума.

Предложение в проект рекомендаций парламентских слушаний: Внести изменения в ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части введения квотирования целевых мест для представителей коренных малочисленных народов Севера.

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы