main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



Ульяна Винокурова


Кинофильм «Тайна Чингисхаана»: истоки Российской цивилизации


В феврале 2009 года вышел на всероссийский кинопрокат фильм

«Тайна Чингисхаана» (реж. А. Борисов, Якутия).

Искусство исторического кино транслирует не роли, а сценарии, поскольку они являются глубинным механизмом социальной памяти и пробуждения культуротипов народов, создающих историю.

История состоит из сценариев, описывающих драматические смены ролей лидеров народов, культур и цивилизаций. На финале очередного акта создаются и распадаются государства, на сцену выходят победившие пассионарии-цивилизаторы. И наш ХХ1 век ощущает тектонические толчки в Евразии, где готовятся выйти на мировую авансцену новые цивилизаторы и их государства.

Российская Федерация может быть признано молодым государством, если считать с момента принятия Конституции РФ, но в то же время оно является правопреемницей СССР, далее и Российской империи. А территория и душа Российской империи – из Золотой Орды. Таким образом, фильм «Тайна Чингисхаана» показал россиянам и русским объективно-духовную основу и истоки российского государства. И соответственно, его восприятие, аксиологическая оценка как культурного кода во многом зависит от того, какую картину мира фильм предлагает современному россиянину и русскому?

В этом ракурсе обсуждения фильма хотелось бы сосредоточиться только на двух аспектах ответа на поставленный вопрос.

Во-первых, проблема воспринимающего и мыслящего зрителя исходит из того кем он себя ощущает - россиянином или русским? В настоящее время в сознании российского гражданина борются две идентичности: россиянина и русского . Россиянин вмешает в себе русского, подавившего имперские характерологические особенности и способного адекватно воспринимать исторические пласты своего происхождения. Россиянин строит федеративное государство на евразиатском континенте. Русский – это представитель нации, создающей национальное государство современного типа, ориентированный на западноевропейскую цивилизацию, и для него азиатская часть остается в картине мира как сырьевой придаток бывшей колонии. И от того, какая идентичность станет государствообразующей, будет зависеть судьба и целостность России, расположенной в настоящее время на евразийском континенте.

Кинофильм «Чингисхаан» нацелен на укрепление идентичности россиянина, следовательно, он стремится содействовать сохранению исторической ментальной карты евразийского происхождения России. И у истоков российской государственности стояли азиатские, сибирские народы во главе с Чингисхааном. Признаваться в этом современному россиянину, тем более русскому нелегко, в этом косность и тупиковость имперского сознания. Но если нужно сохранить азиатскую территорию Российской Федерации и евразиатскую идентичность россиян, то придется называть исторические реалии своими именами и освободиться от комплекса побежденных и колонизаторов.

И чтобы облегчить такое восприятие, в фильме раскинулись прекрасные виды азиатских просторов, земли, ставшие российскими, священные культовые места, соединяющие души поколений с родными истоками. Они раскрывают глубинные культурные коды и объединяют современных зрителей общностью духовных истоков. Из фильма пульсирует любовь к родным ландшафтам, и она будит память о первозданной колыбели азиатских народов, движимых необоримой энергетикой созидания будущего Российского государства в соответствии с мировоззрением Чингисхаана. И этот замысел режиссера А. Борисова может быть воспринят только тем зрителем, который способен видеть Россию целиком в ее современных границах. Те, кто замкнут в европейском пятачке до Урала и стиснут под углом зрения в западноевропейских очках , будут страдать абберацией зрения и увидят только «чужое», возможно даже враждебное.

Во-вторых, фильм поднимает проблемы теологии культуры. Большинство российских зрителей не научены воспринимать кинематографическим языком вопросы религии и ее влияния на судьбы народов. И даже не читали рассуждения лидеров государств, политических деятелей о религии, о своем отношении к мессианству. Тем более в таком широком диапозоне как диалог между тенгрианством и христианством в западноевропейском понимании. Просто таких произведений не было. В обращении к теологии в таком ракурсе – огромная новизна этого фильма. Ведь миром правят Идеи, а в грядущие столетия информационного общества – тем более. Исторический процесс невозможно объяснить на фактологических материалах, на цифрах, поскольку движущей силой истории является дух, выражающийся в различных идеях . Носителями этих идей и духа выступают вполне определенные этносы, этнокультурные образования ит.д.

Устами и деяниями лидера азиатских народов Чингисхаана проповедуется мудрая мысль о том, что человек является связующей энергией устойчивости Земли и Космоса. Идея антропокосмоцентризма, исходящая из религиозных воззрений древнейших народов Сибири, возможно, переживших планетарные экологические катастрофы, принадлежит теперь россиянам по наследству. И вооружение такой теологической парадигмой политики государства, живущего за счет добычи и продажи сырьевых ресурсов сибирских территорий, способствовало бы решению современной глобальной проблемы по сохранению экологии планеты. В настоящее время мировые запасы относительно свободных земель, имеющих важные жизнеобеспечивающие ресурсы, сохраняются только в Сибири, принадлежащей России последние 300-400 лет. А ведь ведь до этого здесь была зона притяжения Китая и других азиатских стран, ныне активно развивающихся. Известно, что цивилизации постоянно конкурируют за два базовых ресурса – людей и территорию, и этносы стремятся заполнить ранее обжитые территории. Законы распространения человечества таковы, что активные цивилизации поглощают стадиально отстающие. В ХХ1 веке наступила очередь Сибири.

И фильм «Тайна Чингисхаана» обращает внимание на эту насущную для России проблему. И главная ее тайна состоит как раз в этом. Сумеет ли современная Россия признать и воспользоваться его духовным наследием на завоеванных им территориях? Для этого России надо прежде всего признать народы Сибири его духовными преемниками, а не воспринимать Сибирь как место позднейшей колонии и почти пустое место в смысле населения. Буквально на днях политолог В.Третьяков в своем интервью российскому радио делился размышлениями о том, что Сибирь надо третий раз колонизировать и индустриализировать, иначе ее захватят китайцы, тогда что Россия без Сибири? Строй его мыслей четко имперский, так как он не учитывает главного – что духовная основа и перспектива развития России исходит из признания своего истока из Сибири. Сибирь надо не колонизировать, не индустриализовать, а надо ее признать своей судьбой. И признать Чингисхаана своим началом, истоком, прародителем. Тогда придется поставить четкие границы между Западом и Востоком и обозначить Россию как азиатскую цивилизацию, что противоречит интересам современной российской элиты. Лучше создать и смотреть фильм «Тарас Бульбу», так как он вводит русских в западное политическое, историческое и культурное пространство. Вообще, исключительно символично, что на российский прокат вышли одновременно два этих фильма, диаметрально противоположно ориентирующих вектор цивилизационного развития России. И понятно, куда смотрит в большей степени двуглавый российский орел. Увы, он смотрит туда, куда его не приглашают и имеется множество орлов-сервятников на Западе. Еще в 17 веке собирался «Союз 3 черных орлов» в Европе . Ценой больших затрат и постоянных усилий СССР удерживал Восточную Европу в своей сфере влияния 45 лет. Сдается, что российская элита не мыслит категориями цивилизации и не настаивает на сценариях сбережения федеративного государства в современных ее евразиатских границах. Если сталинское кино восстанавливало целостность исторического сознания, то путинское его рушит.

Однако, альтернативы динамической трансформации России не дано в современных сценариях истории. Либо Россия поймет, что она родом из Орды и должна сохраниться как единое многоэтничное федеративное государство в рамках ее установившихся границ, либо она тщетно будет стремиться интегрироваться в Западный мир, деформируя имманентно ей присущую энергию развития, теряя завоевания великого предка Чингисхаана.

Есть интересные сценарии относительно трех волн мировых миграций. Первое относится к 12 веку до нашей эры, связано со вторжением индоевропейцев, ворвавшихся в Египет («вторжение народов моря»). Второе относится к 4-5 вв н.э. - это вторжение гуннов, связанное с распадом центральноазиатской державы Хунну. Третье происходит в 13 веке и задано созданием монгольской империи. Раз в 800 лет происходит сход человеческих лавин, меняющий облик, а часто и суть старосветских систем. Следующая волна миграции с востока падает на 20-21 вв., где мы сталкиваемся с массовой миграцией юга на север . А поскольку Российская Федерация расположена на пространстве планеты вдоль, с востока на запад, то ей придется, чтобы сохраниться, направить свой колебательный контур в унисон с маршрутом цивилизационного пути, пройденного Чингисхааном.

Тектоническими импульсами будущего, прочувствованными потомками Чингисхаана, продиктовано появление фильма «Тайна Чингисхаана».

Благородный порыв создателей «Тайны Чингисхаана» станет ли востребованным ориентиром в выборе российского цивилизационного пути? Скоро мы это увидим. Пока ясно одно, что сибирские народы, благодаря якутской сбереженной интегральности, показали, что они были и есть действующие субъекты истории.

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы