main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



Ночь в музеях Варшавы


В этом году в Варшаве шестой год проводят международный День музеев. И, оказавшись в эти дни в столице Польши, было бы грешно не посмотреть как празднуется этот день в одном из культурных центров Европы.

Удивило прежде всего информационная подготовка к празднику. Во всех сайтах музеев и специальном сайте «Культуральна Варшава» и в текущих номерах газет был размещен длинный список мероприятий. Так, в специальной брошюре «Ночь в музеях» было сообщено о 142 музеях, культурных и образовательных центрах, в которых можно было выбрать по интересам самые различные развлечения и познавательные программы. К примеру, музей Азии и Океанологии предлагал ритуал въетнамского чаепития, в культурных центрах – самые разные концерты на улицах и в помещениях, музеи образовательных учреждений приглашали на встречи со знаменитостями. Вход везде был бесплатным с 19 часов вечера до 3-х часов ночи. Желающих праздновать День музеев оказалось предостаточно даже днем.

Днем мы посетили Музей Варшавского восстания, так были наслышаны о нем. Музей отличается использованием новейших информационных технологий и способов дизайна и представляет, как музееведы отмечали, музей ХХ1 века.

В музее показано восстание нескольких десятков тысяч повстанцев Армии Крайовой, поддерживаемых гражданским населением в августе-сентябре 1944 года, стремившихся самим освободить Варшаву во время отступления немцев и наступления Красной Армии. Армия Крайова была создана в начале 1942 года польским правительством в изгнании в Англии и оказывала военное сопротивление немцам. Вела партизанскую войну, а главной целью видела в организации восстания на последней фазе войны. Но восстание захлебнулось в крови. Немцы нещадно разбомбили Варшаву и уничтожили около 200 тысяч защитников города. До сих пор не утихают споры о том, а надо ли было затеять восстание? Как пишут польские историки: «для критиков восстание было актом отчаяния перед лицом утраты последних шансов вернуть независимость, для сторонников – актом высшего самопожертвования во имя Родины». Ныне Варшава – цветущая столица, полностью восстановленная в довоенном виде. И на ее улицах множество свидетельств о том, что восстание осталось почитаемой легендой. 66 дней - и каждый день на листках отрывного календаря, развешенных по мере развития экспозиций, открывается шаг за шагом в разнообразных образах, созданных в музее.

Музей представляет собой как бы улицы воюющей Варшавы. Пол везде покрыт кирпичиками как на проезжей части улиц. Множество экранов, звуковых, световых изображений с экспонатами и документами, фотографиями в технологии фотопластикон производят огромное впечатление и убеждают в том, что это действительно был акт высшего самопожертвования во имя Родины. Посетителя из другой стороны, например, из Германии, России, Англии и США, ничто не оскорбляет и не угнетает его патриотических ценностей. Выдержаны политическая толерантность и стремление пощадить чувства современных граждан этих стран.



В музее множество народу, ходят даже с детскими колясками и всей семьей.



Вообще, в Польше это стиль – везде быть с семьей. До сих пор сохраняются традиционные субботние встречи после мессы собираться всем семейством. Учитывая эту особенность, даже в этом, можно сказать, жутком музее есть детская комната музейной педагогики, где дети рисуют свои впечатления. И есть экспонаты с детскими игрушками того времени, подарки от выживших в восстании детей. Детские рисунки об уведенном в музее висят в проходах между пролетами в залах, усиливая впечатления от воспринятого и укрепляя уверенность в том, что война противоестественна миру детства и человечества.

В празднике музеев этого года, несомненно, отличился этнографический музей Варшавы, предлагавший ночь с вампирами. В Варшаве, несмотря на то, что здесь католическая религия буквально впитана с молоком матери, есть в духовной атмосфере что-то мистическое. Так, даже в учебниках по истории пишут, что в самые критические боевые моменты, каких было премножество, чудесным образом события разворачивались в пользу поляков. Многие убеждены, что у поляков есть особая историческая миссия поддерживать духовные ценности при любых обстоятельствах. Тем не менее в 12 часов ночи у этнологического музея выстроилась такая длинная очередь желающих испытать на себя воздействие образов вампиров, как в свое время у нас бывало при выбросе дефицитных товаров.

Ночь в этом музее проходила под идеей «Традиции и современные их вариации». Посетителями была чуткая ко всему новому молодежь. Им предлагали нарисовать на лице старинные татуировки, а потом сфотографироваться, написать свое представление что есть традиции и инновации. Охотников сделать то и другое было множество. Разноцветные листовки с творчеством посетителей тут же вывешивались на обозрение всех. Интеллектуальному и культурном самовыражению нет ограничений и ненавязчиво поощряется.

Восторженную публику зажигал этно-хоз «Даха-_Браха» из Западной Украины. До этого, знакомясь с программой, я сокрушалась, что в этом разнообразии нет ничего славянского, а хотелось, чтобы культура славянского суперэтноса была бы востребована поляками в этом калейдоскопе встречи культур со всего мира. И обрадовалась, с какой открытой готовностью поет и пляшет под такт украинским песням польская молодежь. И песни и голоса были замечательные. (фото)

А мы пришли в этот музей, чтобы посмотреть документальный фильм американского культурного антрополога Анны Бернштейн «В объятиях сибирского шамана». Фильм снят об ольхонском шамане Валентине Хагдаеве, который в свое время окончил в Улан-Удэ институт культуры, работает директором клуба у себя на родине и занимается современным шаманством.



Это значит, он совершает обряды родовые, обращения к духам местности, проводит много разъяснительных бесед с туристами, прибывающими из европейских стран о шаманизме и культурном взаимовлиянии. Не скрывает, что его костюм состоит из самых разнообразных вещей и символов, собранных из Китая, Монголии, индейцев Америки, собственно бурятских деталей. Говорит, что его называют некоторые не шаманом, а шоуменом. И в этом не видит ничего зазорного, так как считает, что неверующим он не считает нужным показывать настоящие действа, но нужно общаться с ними и показывать особенности своей бурятской культуры.

Что четко не понравилось в этом фильме, так это обильное использование водки во всех ритуалах: огонь кормят, землю брызгают и сами обильно пьют. Таким образом теперь под флагом ритуального поклонения своим богам буряты еще больше сопьются. И так других поводов много, чтобы потерять человеческое обличие. Как раз надо бы использовать традиционные ритуалы и верования для освобождения людей от этого убийственного недруга – алкоголя.

Все же создается особое восприятие сибирского шамана в центре Варшавы, в обществе двух ученых бурятов, специалистов духовной культуры и калмычки, сотрудницы этого музея. Прежде всего уже успех, что сибирский шаман пробился в этот праздник культур со всего мира в Европе, и зрители с интересом его просмотрели. Надо отметить особую культурную открытость поляков, способных вникать в мир чужих как своих. В эти дни проходит фестиваль документальных фильмов. И мы отсидели 4 часа на серии документальных фильмов, состоящей из блока 12 фильмов, показывающих жизнь аборигенов Австралии, Канады, Африки, России, Финляндии, Индии, Тибета и т.д. Зал, состоящий преимущественно из молодых, был полный и достойно все просмотрел. Титры шли на английском и польском, и зрители живо реагировали на них.

Надо отметить, что здесь музеи целенаправленно проводят культурную политику, что видно хотя бы в цене билетов. У каждого музея есть день бесплатного посещения основных экспозиционных залов. Есть постоянная система скидок для студентов, пенсионеров. Да и цены очень скромные – от 3 до 5 злотых, значит 30-50 рублей. Зато внутри музея можно потратиться на кофе, приобретение сувениров, музейной продукции. Тут же можно получить информацию, что еще интересного будет в течение ближайших 3 месяцев и вернуться еще раз. Рекламы касаются всех музеев, то есть музеи взаимно друг друга поддерживают в информировании посетителей. В музее многое можно пощупать, попробовать, разрешается сфотографировать без вспышки, посмотреть фильмы и видеозаписи, послушать голоса и звуки. В результате из музея уходишь сопричастным к истории Польши, унося с собой запечатленную память об увиденном и услышанном и стремление поделиться своими впечатлениями с другими.


Ульяна Винокурова, профессор-стажер Варшавского университета.


17 мая 2009 г.

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы