main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


   Парапроктит. Эффективное лечение - хирург проктолог. Семейная клиника.


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



Проект

Министерство науки и профессионального образования РС (Я)

Министерство образования РС (Я)

ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда

национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

Когда есть непременная гармония между национальным и интернациональным,

то чем больше национального в воспитании, в единстве с интернациональным,

конечно, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация».

Г. Н. Волков

Якутск 2009

1. Нормативно-правовая база:

Всеобщая декларация по правам человека 1948 г.

Декларация прав ребенка ЮНЕСКО, 20 11.59 г.

Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 г.)

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо¬сованием 12 декабря 1993 г.);

Конституция Республики Саха (Якутия) (принята 11 сессией Верховного Совета РС (Я) 12 созыва 4 апреля 1992 г. )

Федеральный закон "О языках народов Российской Федерации" (принят 25.10,91г.№ 1807-1, с изменениями от 24.07. 98г.);

Основы законодательства РФ о культуре (от 09.10.92 г);

Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте (от 27.04.93 г. №5868-1);

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (от 22.07.93 г.),

Семейный кодекс РФ (от 29.12.95 г.),

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессио¬нальном образовании" (одобрен Советом Федерации 15.05.96 г.);

Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Фе¬дерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон

Российской Федерации "Об образовании" от 13.01.96 г. с измене¬ниями от 16.11.97г.);

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (закон принят Государственной Ду¬мой 21.05.99 г., одобрен Советом Федерации 9.06.99 г.);

Федеральная программа развития образования (приложение к

Федеральному закону "Об утверждении Федеральной программы

развития образования" от 12.04.2000 г.);

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

(утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации

от 04.10.2000 № 751);

Об утверждении Концепции модернизации российского образо¬вания на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2001г.№258);

Концепция Государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации.

Федеральный Закон «О языках народов РФ»

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422).

Концепция художественного образования в сфере культуры РФ

Послание Президента РФ Д.А. Медведева российскому народу от 5.11.2008 г.

Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании»,

Закон РС (Я) «Об учителе»

Закон РС (Я) «О государственной целевой программе развития образования РС(Я) на 2007 -2011 годы». От 16 марта 2007 г. №890-111

Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия).

Концепция государственной программы развития образования в РС (Я) на 2007-2011 гг.

Концепция молодежной политики в РС (Я)

Программа развития образования и воспитания РС (Я).

Приказ МО РФ от 18.06.03 №2561 «Об утверждении комплекса мер по развитию системы образовательных учреждений в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки РФ от 15.06.2008 г. «Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ до 2010 г.»

2. Обоснование Концепции

В наступившем ХХ1 веке, характеризующемся глобальными изменениями во всех сферах жизни, с новой остротой возникает проблема формирования гуманистической личности, обладающей обширным кругозором, богатыми чувствами, гибким мышлением, способной к эмпатическому переживанию, сохранению и развитию этнокультурного разнообразия человечества в условиях глобализации общества. Формирование такой личности в условиях поликультурного, поликонфессионального общества предполагает совершенствование образовательной парадигмы.

Президент РАО Н.Д. Никандров в своей статье «Стратегия и тактика развития», опираясь на слова известного философа И.А.Ильина «…образование без воспитания есть дело ложное и опасное; оно создает чаще всего людей полуобразованных, сомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка», высказал озабоченность низким уровнем образованности, и, прежде всего, воспитанности подрастающего поколения. Решение данной проблемы требует комплексного подхода, одним из направлений которого в многонациональной стране является этнокультурное образование.

Роль этнокультурного образования как эффективного способа бережного отношения к историческому и культурному наследию, сохранению и поддержке этнической и национально-культурной самобытности народов России особенно возрастает в условиях глобализационных процессов. Этнокультурное образование включает в себя этнопедагогизацию содержания образования, что было начато в 90–х годах прошлого века. И сегодня наступило время заниматься этнопедагогизацией технологии обучения. Суть данного подхода – изменение традиционной технологии, когда в процессе обучения ученик не субъект, не организатор своей деятельности. Личность воспитывается только через деятельность, когда ученики на уроке не столько готовятся к будущей жизни, а сколько живут реальной жизнью по взаимообучению и взаимовоспитанию друг друга.

Национальная доктрина образования Российской Федерации (2000г.) определила в качестве одной из основных задач государства «сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптивности на рынке труда. Эти же задачи обозначены и в Концепции государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 гг. В обоих документах утверждаются нормы Конституции РФ ( Ст. 1,2,13, 29,43,44,45) и Конституции РС(Я) (Ст. 22, 32, 34, 42, 46), гарантирующие права на воспроизводство этнокультурной самобытности, обучение на родном языке, создания условий для обеспечения сохранения и развития родного языка, национальных культур и самобытности.

За последние 10 лет наблюдается усиление билингвального образования. В современном мире усиливается глобальная тенденция - угроза потери языкового разнообразия. Мировая общественность обеспокоена тем, что через несколько поколений более половины из ныне существующих 7000 языков в мире могут исчезнуть, в том числе и все языки коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Главная опасность исходит из того, что эти языки не используются в образовании и недооцениваются самими носителями языка, сделавшими выбор в пользу «кормящего» языка взамен «материнского», хотя в системе образования язык этнического меньшинства преподается в функционально более богатой форме преимущественно литературного языка, чем в семейно-бытовой форме, преодолевая диалектные и иные вариации.

В правовом обеспечении и реализации этнокультурного образования образовывается вакуум по отношению к народам, имеющим численность не больше 30 тысяч и не являющихся преобладающим этносом в соответствующем административном и национально-государственном образовании. Целенаправленное внимание к этнокультурному образованию уделяется только у тех титульных народов, которые имеют положительный демографический прирост и сохраняют традиционный уклад жизни наряду с обеспечением условий для многовариантности жизненной стратегии подрастающего поколения. Создание институтов этнокультурной преемственности без реальных ресурсов реализации этнокультурной потребности не является достаточным условием для сохранения народов.

В настоящее время наступает новый этап совершенствования данного процесса, суть которого четко обозначена в Послании Президента Д. Медведева Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г.: «…система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».

Таким образом, этнокультурное образование заявлено как значимая социальная и образовательная проблема, которая рассматривается как область реализации прав человека и возможностей народов. Этнопедагогика признается педагогикой национального спасения, выступая в качестве основы поликультурного образования в условиях диалога культур. Этнопедагогизация реализует потребности общества в сохранении и развитии национальной культуры, а значит и самого этноса, создает такую среду, в которой наравне с интеллектуальным ростом, происходит духовный рост личности обучающихся в гармонии с национальной культурой и природной средой. Воспитание подрастающего поколения в духе прогрессивных народных обычаев, традиций, норм поведения, передававшихся от поколения к поколению, формирует гуманную саморазвивающуюся личность.

Необходимость разработки и внедрения технологий этнокультурного образования вызвана следующими противоречиями в современной образовательной и этнокультурной ситуации:

1. Население России представлено более чем 160 народами и этническими общностями, подавляющее большинство которых находится на стадии этнической фрустрации, то есть исчезновения. Необходимость их сохранения в ХХ1 веке диктует принятие неотложных комплексных мер, выходящих за рамки возможностей учреждений, занимающихся дошкольным и школьным образованием. Возникла потребность мобилизации, интеграции и координации ресурсов всего общества, нацеленного на сохранение и развитие культурного разнообразия российских народов. Однако, ранее принятые концепции, программы, управленческие решения не имеют достаточной эффективности для решения современных и перспективных проблем в данной сфере из-за отсутствия соответствующих этнопедагогических технологий.

2. В России отсутствует государственная целевая программа по этнокультурному образованию. Введение нормативно-подушевого финансирования, новой системы оплаты труда педагогов не учитывает специфику республиканского учебного плана, рассчитанного на реализацию национально-регионального компонента. Особенно в трудном положении оказались городские школы, ведущие обучение на языках народов республики, реализующие этнокультурный образовательный цикл учебных дисциплин. Некоторые национальные школы перешли на российский стандарт вопреки социальному заказу родительской общественности. Вместе с тем, образовательная и культурная политика Российской Федерации делегирует субъектам обязательства государства по сохранению и преемственности этнокультурного образования. Следовательно, законотворческая и исполнительная ветви власти в Республике Саха (Якутия) обладают компетенцией и обязаны регулировать вопросы этнокультурного образования и культурно-педагогической ситуации в республике.

3. Расширение содержания учебного материала и недостаточно эффективная технология обучения; ориентация школы на обучающую функцию и недостаточное внимание на огромные потенциальные воспитательные возможности процесса обучения; природные задатки, способности учащихся и атмосфера школьной жизни, недостаточно стимулирующая самостоятельность, активность, ответственность и т.п.; огромные возможности технологии взаимообучения на социализацию учащихся и ограниченное применение ее в практике обучения; объективная необходимость этнопедагогизации технологии обучения путем внедрения коллективных учебных занятий и недостаточная разработанность данной проблемы в науке; потребности общества в приобщении подрастающего поколения к общенациональным и общечеловеческим ценностям, национальной культуре и традициям народа и недостаточная подготовка учителей к этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

4. Этнокультурное образование у народов Сибири, в том числе и Якутии, обнаруживает заметный откат от позиций, достигнутых в 90-е годы прошлого столетия. Этнокультурное образование определяется как органическая составная часть общего государственного образования России как полиэтнической страны, многомерное историко-политическое, социокультурное и педагогико-организационное явление, основой которого является творческое освоение этнокультурных ценностей (языка и литературы, истории и культуры, духовного наследия). Концепция нацелена на обеспечение технологий непрерывного этнокультурного образования на всех ступенях общего и профессионального образования, в семье и социальной сфере жизнедеятельности народов Республики Саха (Якутия).

В связи с созданием государственных национально-региональных систем образования особую значимость приобретает обновление содержания и технологий обучения этнопедагогическими традициями народного воспитания. Этнопедагогическая подготовка и переподготовка учителей и преподавателей представляется как составная часть их профессионального совершенствования.

Для реализации Концепции нами разработана следующая Модель.

Модель современной организации инновационного образовательно-воспитательного процесса по воспитанию саморазвивающейся гармоничной личности выпускника

Этнофилософские, этнопедагогические и этнопсихологческие истоки отцовства,

материнства, брака и семьи

Внутриутробное развитие, общение с любовью и благословением

Рождение здорового любимого ребенка

Воспитание и обучение в дошкольных учреждениях и школе

Умственное воспитание Нравственное воспитание Физическое воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание

Развитие духовно-нравственного и интеллектуального потенциала воспитания и обучения в процессе непрерывной системы образования и профессиональной подготовки молодого человека

Этнопедагогизация содержания и технологии обучения и воспитания

Педагогика олонхо (эпоса)

Интеграция научных и этнопедагогических знаний Интеграция процесса преподавания и учения Интеграция духовного и физического воспитания Интеграция духовного и трудового воспитания Интеграция духовного и эстетического воспитания

Концепция обновления и развития национальной школы

(Е.П.Жирков) Технология взаимообучения и взаимовоспитания (КСО)

(В.К.Дьяченко) Организационно-управленческая технология

(И.А.Черкашин) Продуктивная технология (Сатабыл)

(П.П.Кондратьев) Технологии приобщения к прекрасному

Формирование универсальных учебных действий

САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Выход в поликультурное пространство

3. Цель и задачи Концепции

Цель Концепции:

- воспитание саморазвивающейся и гармоничной личности обучающегося как субъекта этноса и гражданина многонационального государства.

Задачи:

- модернизация технологии образовательного процесса, направленной на творческое освоение подрастающим поколением этнокультурных ценностей (языка, литературы, истории, культуры и духовного наследия):

– интеграция традиционных культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими развивающую образовательную среду;

– обеспечение единства и взаимосвязи образовательных учреждений, семьи и общества, формирующих целостность образовательного этнокультурного пространства в регионе.

4. Основные принципы Концепции

Концепция базируется на следующих принципах:

1) принцип этнопедагогической, этнопсихологической и этнофилософской направленности целей и содержания образования, методов, средств, общих форм организации деятельности обучающихся и технологии обучения, способствующих подготовке саморазвивающейся и гармоничной личности;

2) принцип демократизации, обеспечивающий обучение субъекта образовательного процесса на основе педагогики сотрудничества;

3) принцип личностной ориентированности, организующий обучение в соответствии со способностями каждого обучающегося;

4) принцип коллективизма, обеспечивающий сотрудничество и взаимопомощь, обеспечивающий взаимообучение и взаимовоспитание;

5) принцип патриотизма, ориентированный на формирование национального самосознания обучающихся;

6) принцип толерантности на основе признания, уважения всех участников образовательного процесса независимо от способностей, социального положения, этнической и религиозной принадлежности;

7) принцип интеграции ресурсов и усилий образовательного, семейного и окружающего социокультурного пространства.

5. Основные направления совершенствования технологий этнокультурного образования и воспитания

Основные направления совершенствования технологий опираются на 4 фундаментальных позициях учебно-воспитательного процесса:

Во-первых, опора на народные традиции, которые очень живучи и созидательны.

Во-вторых, дальнейшее развитие регионально-этнической ориентированности народных традиций, предусматривающих:

а) максимальное приближение педагогического процесса к жизни населения (открытие школ, не отрывающих детей от родителей, семьи, где сохраняется язык, культура, хозяйственные традиции, адекватные условиям существования);

б) обогащение содержания учебных предметов краеведческим материалом, введением в учебники и учебные пособия материала регионального содержания;

в) совершенствование технологии обучения, учитывающей этнопсихологические особенности детей;

г) обучение и воспитание на родном языке.

В-третьих, создание этнопедагогического пространства на основе организация совместной работы школы, общественных, муниципальных и государственных организаций по месту жительства.

В-четвертых, повышение уровня естественности учебно-воспитательного процесса с опорой на факторы естественного развития человека в региональных условиях.

6. Компоненты содержания этнокультурного образования

Успешность внедрения технологий этнокультурного образования и воспитания возможна только на основе сохранения этнических традиций, так как в психологическом плане ребенок генетически несет стереотипы поведения, память предков, природные задатки, способности, заложенные с детства, к деятельности. Дети с малых лет в естественной среде получают этнокультурное образование, которое основывается на трех взаимозависимых компонентах:

1. Федеральный компонент основан на общих принципах государственной образовательной политики, обеспечивает выполнение норм государственного стандарта, единый уровень образования и целостность образовательного пространства, интегрированность личности в единое общественное и духовное пространство России и мировой культуры.

2. Региональный компонент, являясь ядром этнокультурного образования, обеспечивает включение в содержание образования региональных культурных традиций, создает условия для осуществления обучения и воспитания на родном языке, сохранения и транслирования историко-культурного наследия народов.

3. Компонент образовательного учреждения с учетом специфики местных условий, включает в свое содержание этническую культуру для социализации учащихся.

Естественное обучение и воспитание реализуется и при проведении внеучебной воспитательной работы. Это работа художественных студий, ансамблей песни и танца, хоровых коллективов, литературных кружков, коллективов - исполнителей фольклора, кружков по декоративно-прикладному искусству и проведение фольклорных праздников. Фольклор, кроме художественно-эстетической функции, выполняет функции народной философии, народной педагогики: “Все многообразие жизни наполняет человека”.

7. Этнопедагогизация технологий обучения и воспитания

В процессе этнопедагогизации образовательного процесса в учебных заведениях необходимо соответствующее переосмысление технологий обучения, т.к. обучает и воспитывает не только содержание, но и организация самого процесса обучения. Из всех известных технологий коллективный способ обучения содержит в себе традиции народного воспитания, основанные на деятельности и взаимодействии. Только в деятельности формируются такие качества, как активность, принципиальность, целенаправленность, ответственность, способность преодолевать трудности, творческая инициатива, сознательная дисциплина и т. п. Технологиями реализации Концепции являются:

- технология взаимообучения и взаимовоспитания или коллективный способ обучения (КСО);

- продуктивная технология «Сатабыл»;

- технологии приобщения к эстетике и здоровому образу жизни.

В процессе обучения учебные занятия создают воспитательное пространство, где каждый выполняет функцию обучающегося и обучающего, что способствует вхождению каждого в коллектив и становлению их как субъектов учебно-воспитательного процесса. В процессе такой деятельности происходит гармоничное развитие всех сущностных сил и способностей обучающихся, их умственной, нравственно-духовной, эмоционально-волевой и деятельностной сфер. Внедрение данной технологии обеспечивает рациональные условия для организации педагогического процесса:

1. Технологии взаимообучения и взаимовоспитания формируют общеучебные умения и навыки, способствующие воспитанию саморазвивающейся личности, развивают навыки совместной, групповой и коллективной работы. Организуется деятельность обучающихся, которые увлекают работой друг друга, учатся друг у друга взаимоуважению, приобретают навыки общения с людьми, считаться с интересами других людей, классы или группы становятся единым коллективом.

2. Воспитывается чувство ответственности, чувство локтя, взаимовыручки, бескорыстной помощи, присущие нравственной личности. Создается нравственно-психологический климат, способствующий работоспособности каждого. Воспитание не словом, а делом, всей атмосферой жизни может сформировать личность, способную жить и творить в наше непростое время.

3. Каждый член коллектива включается в процесс взаимообучения и взаимовоспитания. Деловое общение во время взаимообучения развивает коммуникативные навыки. Развивается умение убеждать, заинтересовать, бесконфликтный стиль общения.

4. Технология взаимообучения решает проблемы, решение которых затруднено при классно-урочной системе: индивидуализация и дифференциация; выработка коммуникативных навыков; самообучение-самообразование-саморазвитие-самовоспитание-самоорганизация-самоуп-равление-самооценка-самоконтроль; оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса; личностно-ориентированное обучение; связь между школой и семьей и др.

Продуктивная технология «Сатабыл» в качестве педагогического инструментария развития способов деятельности человека представляет собой интеграцию духовно-нравственного и трудового воспитания. В суровых условиях Севера ведение хозяйства достигалось благодаря накоплению особого опыта развития качественных и универсальных способов деятельности народа. Следует признать приоритетным средством формирования лучших качеств личности выполнение общественно-полезного и производительного труда:

• участие в продуктивной умственной и физической деятельности;

• подготовка в предвидении результатов своей деятельности посредством проектного метода;

• научение пользоваться продуктами своей материализующей и интеллектуальной деятельности для удовлетворения потребностей своих и других лиц;

• развитие сознания своей полезности для создания общего блага и для оказания помощи слабым;

• привитие технологической культуры, трудолюбия и трудовой дисциплины.

Производительный труд как деятельность и нравственная категория вводит обучающихся непосредственно в экономические окружения семьи, образовательного учреждения, политические и социальные отношения общества. Труд проявляется как деятельность, если он осуществляется по логике производства. Продуктивная технология «Сатабыл» по идее, сути содержания в полной мере соответствует развитию деятельности и способствует формированию качеств патриота, так как тесно связана с жизнью и трудовой традицией народов Якутии.

Технологии приобщения к эстетике и здоровому образу жизни

Основной целью духовно-нравственного и эстетического воспитания является формирование и развитие высших потребностей личности, духовного возрождения на основе традиций, культуры родного края, общечеловеческих ценностей. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) идет процесс духовно-нравственного подъема, канонизации духовных символов, эстетическое осознание этнической картины мира. Тем самым открыт путь к общечеловеческому культурному коду восприятия прекрасного.

Национальная, самобытная культура, вплетаясь во все сферы жизни и деятельности человека, через свои формы и виды воздействует на него, воспитывая и формируя его с точки зрения этики, эстетики, морали. Эстетическое воспитание осуществляется посредством общения с искусством, включения человека в создание прекрасного, возвышенного во всех сферах жизни. Духовные символы народов Якутии основываются на эстетизации природы окружающей среды, ставшей источником гуманизации человеческой природы.

Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в образовательный процесс в качестве его субъекта и соавтора. Главное внимание при этом направляется на развитие таких субъективных свойств личности, как самостоятельность, самоконтроль, самоуправление, саморегуляция, саморазвитие гармоничной личности, обладающей навыками здоровьеразвивающих технологий. Здоровьеразвивающие технологии в духовном и физическом развитии оказывают целостное гуманистическое воздействие на личность, на формирование физически здоровой, духовно богатой личности, которая включена в процесс постоянного совершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей, на воспитание ценностей здорового образа жизни посредством приобщения к занятиям физической культурой и спортом, в том числе, к национальным видам спорта.

Интеграция физического, духовного и нравственного воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельности обеспечивает переориентацию идеологии формирования личности, принятой в традиционной воспитательной системе, на идеологию поддержания процесса самоформирования личности, перехода от репродуктивно-педагогической парадигмы к краетивно-педагогической, что обусловливает саморегуляцию, самоуправление воспитанника своим физическим, интеллектуальным, моральным развитием путем обогащения таких внутренних регуляторов, как ценности, смыслы, потребности, нравственность.

8. Условия реализации Концепции

Концепция этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения может быть осуществлена при создании следующих условий:

Мотивационные условия. В каждом ребенке с рождения заложено множество скрытых способностей и талантов, которые можно постепенно раскрыть, если он будет полностью уверен в собственной безопасности и любви значимых взрослых. Следует создать условия для разнообразной деятельности, в которой формируется мотивация для самореализации.

Информационные условия. Общество должно обеспечить позитивную направленность всех каналов социализации, в том числе средств массовой информации и массовой культуры, исключив появление сюжетов и текстов, оказывающих дестабилизирующее влияние на психическое здоровье человека.

При Министерстве образования РС (Я) организовать постоянный выпуск методических и дидактических пособий для внедрения этнопедагогических технологий в учебный процесс.

Научно-методическое обеспечение проекта предполагает изменение парадигмы мышления о том, что воспитание осуществляется во время внеклассной, внешкольной работы. Воспитание должно реализоваться во время учебного процесса, который занимает большую часть времени обучающегося.

Необходимо организовать постоянный мониторинг, научное прогнозирование качества обучения и воспитания подготовки выпускников к реализации данного проекта при ЯГУ.

Кадровые условия. Качественная подготовка и переподготовка учителей и преподавателей, которая осуществляется путем ознакомления с прогрессивными национальными воспитательными традициями и овладения ими технологиями взаимообучения и взаимовоспитания, методикой «Сатабыл» и организационно-управленческими технологиями, имеющими органическую связь с этнодидактикой.

Материально-технические условия. Выполнение требований Программы «Наша новая школа» по материально-техническому обеспечению образовательных учреждений.

Финансово-экономические условия. Для реализации предлагаемой проблемы организации высокоэффективной системы учебно-воспитательного процесса необходимо финансировать:

- выпуск детских национальных игрушек, игр, развивающих ребенка эстетически, интеллектуально, нравственно; ввести в действие экспертизу качества игрушки с точки зрения психолого-педагогических, санитарно-гигиенических требований;

- выпуск пособий нового поколения, программ, методических рекомендаций и средств обучения и воспитания, обеспечивающих личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка (индивидуальные тетради, альбомы и др.), преемственность дошкольного и начального школьного образования, единство подходов семьи и детского сада в образовании; пособия, обеспечивающие возможности образования детей с особенностями психофизического развития;

- разработку и выпуск дидактической и методической литературы по технологиям реализации концепции.

10. Механизмы реализации Концепции

Концепция предполагает:

- реализацию положений Конституций РФ и РС (Я) в сфере образования и воспитания подрастающего поколения;

- финансовое обеспечение реализации проекта за счет средств бюджета Правительства РС(Я) на текущий год и будущее двадцатилетие (2009-2029 гг.);

- комплексную работу всех ее заказчиков, а также социальное партнерство государства, образовательных учреждений, органов местного самоуправления, бизнеса и гражданских инициатив;

- педагогический инструментарий формирования универсальных способов действия с помощью вышеуказанных технологий обучения и воспитания;

- использование языков, средств и методов этнопедагогики всех народов, проживающих в Якутии.

11. Ожидаемые конечные результаты

Реализация данной концепции позволит достичь следующих результатов, требуемых в современных стандартах образования:

- реализация положений программы «Наша новая школа» (Д.А.Медведев);

- каждая школа и каждый учитель станут хорошими (А.А.Фурсенко);

- воспитание творчески саморазвивающейся, конкурентоспособной и толерантной ко всем культурам личности в каждой школе, умение работать в командах;

- социально-личностная компетентность, высокое качество знаний, повышение уровня общего и профессионального образования как в отдельном учебном заведении, так и во всей системе образования;

- качественная подготовка кадров в профессиональных учебных заведениях для всех отраслей народного хозяйства, науки и культуры, будущих организаторов и руководителей;

- удовлетворенность всех участников образовательного процесса результатами своей деятельности;

- ликвидация очагов безнадзорности и преступности среди молодежи.

Настоящий проект «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)» представляет собой изложение общих принципиальных подходов к разрешению проблемы подготовки саморазвивающейся гармоничной личности выпускников во всех образовательных учреждениях.

Содержание

I. Нормативно-правовая база Концепции………………………………1

2. Обоснование Концепции………………………………………………2

3. Цели и задачи Концепции……………………………………………..7

4. Основные принципы Концепции……………………………………...7

5. Основные направления совершенствования технологий этнокультурного образования и воспитания………………………………………………………7

6. Компоненты содержания этнокультурного образования…………….8

7. Этнопедагогизация технологий обучения и воспитания……………...9

8. Условия реализации Концепции……………………………………….11

9. Механизм реализации Концепции……………………………………..12

10. Ожидаемые конечные результаты…………………………………….13

12. Содержание……………………………………………………………..14

Проект разработан рабочей группой:

Руководители:

1. Григорьева А.А., д.п.н.,проф.,директор ПИ ЯГУ;

2. Данилов Д.А., д.п.н., проф., член-корр. РАО;

3. Винокурова У. А. – д.социол.н., к.психол.н., проф., проректор по НИР АГИКИ;

4. Семенова А. Д. – д.п.н., проф. ПИ ЯГУ.

Члены:

1. Аманбаева Л.И., д.п.н., профессор ПИ ЯГУ

2. Баишева М.И., к.п.н., доцент ПИ ЯГУ

3. Гагарина К. Е. – к.п.н., доц., зам. директора ПИ ЯГУ

4. Егорова П.П., вед. спец. УМО ПИ ЯГУ

5. Жирков Е.П., д.п.н., проф. ЯГУ

6. Кондратьев П.П., к.п.н., зав.каф. ИПКРО

7. Корнилова А.Г., д.п.н., проф. ПИ ЯГУ

8. Максимова Л.И., к.п.н., доцент ПИ ЯГУ

9. Мордовская А.В., д.п.н., проф. ЯГУ

10. Неустроев Н.Д., д.п.н., проф., зав. кафедрой ПИ ЯГУ

11. Никифорова М.В., рук.отдела качества образования Государственной службы по контролю и надзору в сфере образования при Президенте РС (Я)

12. Николаева М.В., к.т.н., доцент ЯГУ

13. Попова Л. В., к.п.н., доцент ПИ ЯГУ

14. Попова А. С., к.филос. наук

15. Сивцева И. А., соискатель

16. Уткин К. Д., д.филос.н., проф. ЯГСХА

17. Черкашин И. А., д.п.н., проф. ПИ ЯГУ

18. Чехордуна Е. П., к.п.н., зам. директора Института национальных школ МО РС (Я)

19. Ядрихинская Л. С. – к.п.н., доц., зам. директора ПИ ЯГУ.

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы