|
Первый доктор этнохореографии в России
Вряд ли первая исследовательница якутских танцев Мария Яковлевна Жорницкая предполагала, что именно якутской девушке суждено стать первым доктором этнохореографии в России. Тем не менее, именно благодаря титаническому труду М. Я Жорницкой, посвятившей себя собиранию по крупицам танцевальные движения коренных народов Якутии и постановке первых сценических якутских танцев, создалась питательная творческая среда для роста самобытных якутских талантов, как исполнителей, так и исследователей. Чарующий мир народного танца был одним из признанных видов народного творчества во времена социалистической культуры. Благодаря такой благосклонности коммунистической идеологии мир танца стал ареной национального самовыражения советских народов. Любовь к красоте вела миллионы молодых людей к самодеятельному народному творчеству. Среди них была и нежная якутская девушка Ангелина Лукина. Счастливая судьба вручила ей диплом «балетмейстера-педагога« Московского государственного института культуры в 1970 году. С тех пор минуло почти 40 лет. За плечами Ангелины Григорьевны простирается огромное танцевальное поле, возделанное ее педагогическим и балетмейстерским упорным трудом. Творческий взлет А. Лукиной начался с родных аласов, воспетых выдающимися писателями Якутии Семеном и Софроном Даниловыми, воплощенными на холстах академика Российской Академии художеств Афанасием Осиповым. Горный улус, ставшей родиной пассионариев-саха, одарил и Ангелину творческой любовью к родным истокам. “В эти белые края, вновь и вновь приеду я, чтоб увидеть как танцует якутяночка моя”, - это благословение старших пассионариев вдохновляет Ангелину Лукину на неустанное творчество образцов якутской танцевальной культуры. Мир танца – искусство без границ и языкового барьера. Ее оригинальным, полного национального достоинства и грации танцам рукоплескали в Кремлевском Дворце Съездов, в различных городах и областях России, в Турции, в Японии, Германии, Нидерландах, Италии и т.д. А. Г. Лукина поставила более ста авторских сценических танцев, показавших северную эстетику перед восторженными зрителями 30 стран. Талант балетмейстера, организатора и педагога органично сочетается в Ангелине Григорьевне с пытливым исследовательским умом. Она автор трех научных монографий, пяти учебно-методических пособий, более ста научных статей, ставших основой докторской диссертации, защищенной в 2005 году в Государственном институте искусствоведения по теме »Традиционные танцы Саха: идеи, образы, лексика». Сотни ее выпускников стали руководителями танцевальных коллективов и ансамблей. Среди них имена таких талантливых творческих личностей как С. П. Толстяковой, Л. А. Никитиной, И. А. Егоровой, С. Ф. Катакова, Е. П. Сивцевой, А. И. Окоемова и других известны далеко за пределами республики. Пик творческой и научной деятельности А. Г. Лукиной пришелся на исторический период возрождения культуры и национального самосознания народов Якутии в конце ХХ века – начале ХХЈ века. И творческий вклад самой А. Г. Лукиной способствовал усилению этого процесса, открывшего новые возможности для самореализации творческого потенциала родного народа. Много-много раз Ангелина Лукина оставалась за кулисами и с благодарностью наблюдала, как кланяются ее воспитанники восторженной публике. А сегодня, в день ее 60-летия, она сама выйдет к нам, и мы сможем выразить сердечную благодарность и поклониться ей за весь 40-летний творческий путь, возвеличивающий красоту человека и народа. Ульяна Винокурова, дсн., проректор Арктического институт искусств и культуры. г. Якутск
|
|
2006г. © ЦНИТ ЯГУ,
АГИКиИ |