main russian english yakut even Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я) Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)
Бюро ЮНЕСКО В Москве Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования РС (Я)



menu

  Официальные документы


  Языковая политика


  Новости


  Героический эпос "Олонхо"


  Культурное наследие


  Музей музыки


  Культурный туризм


  Научные исследования


  Образование и культура


  Словари


  Культура народов РС(Я)


  Публикации по культуре


  Творческая группа


  Планета "Ойунский"


  


  


  


menu_right.gif (79 bytes)
menu_bottom.gif (201 bytes)



«СОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К КОЕННЫМ НАРОДАМ, ПУТЕМ УКРЕПЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБЩИННОГО ОБРАЗОВАНИЯ У КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»


В рамках реализации данного проекта ЮНЕСКО создан Центр развития кочевых образовательных учреждений РС (Я) – структурное подразделение Научно-исследовательского института национальных школ. Его основной целью является координация деятельности кочевых образовательных учреждений, муниципальных управлений образованием, подведомственных учреждений Министерства образования РС (Я) по реализации Концепции системы образовательных учреждений РС (Я) и внедрению моделей кочевых образовательных учреждений.

Центр призван способствовать созданию и развитию сети кочевых образовательных учреждений республики; обеспечению доступности качественного образования детям Севера; повышению статуса и эффективности учебно-воспитательной деятельности; возрождению и сохранению традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера; развитию творческого потенциала, повышению активности педагогических работников, занятых в сфере образования кочевых школ.

На территории Якутии в местах компактного проживания коренных народов насчитывается 21 тыс. чел., ведущих традиционный образ жизнедеятельности (оленеводство, охота, рыболовство). В условиях модернизации общества сохранение традиционного уклада жизни является главным фактором развития языков, культур и форм хозяйствования.

В условиях Севера в зависимости от особенностей конкретной природно-климатической зоны, типа хозяйственной деятельности преобладают 2 типа школы: кочевой и стационарно-кочевой.

Для функционирования кочевой школы разработана следующая нормативно-правовая база:

- временное положение о кочевой школе РС (Я) (1994);

- учебный план кочевой школы РС (Я) (1994);

- рекомендательное письмо Министерства образования РФ об организации обучения детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни № 349/11-13 от 24.02.2000;

- распоряжение Правительства РС (Я) «О государственной поддержке функционирования кочевых школ в Республике Саха (Якутия)» № 1229-р от 15.10.2004;

- Концепция системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия).

В 2005 г. Министерством образования РС (Я) выделены средства на улучшение материально-технической базы, объявлен конкурс на разработку проекта передвижного здания кочевой школы.

В настоящее время детей оленеводов насчитывается - 1809 чел., в т.ч. 1230 детей школьного и 579 детей дошкольного возраста в 497 кочевых семьях. Большая часть детей обучается в стационарных школах ближайших населенных пунктов.

Учебные годы Кол-во школ Кол-во детей

2003/2004 7 62

2004/2005 9 79

2005/2006 9 75

Семь школ оформлены как филиалы базовой школы, две школы имеют статус отдельного юридического лица. Данные школы обеспечивают дошкольное и начальное образование в соответствии с образовательными программами «начальная школа-сад».

Улахан-Кюельская стационарно-кочевая малокомплектная начальная долганская школа на производственной базе родовой общины Анабарского улуса (1995)

Количество учащихся – 6 чел.

Проживают 11 семей: 6 - в переносных балках, 5 - в деревянных домах.

Режим учебного процесса:

I четверть - 1 августа-30 сентября

II четверть - 9 октября-30 ноября

III четверть - 1 февраля-31 марта

IV четверть - 10 апреля-14 июня.

Продолжительность каникул: зимние - 1 декабря-31 января; летние - 15 июня-31 июля.

Малокомплектная кочевая школа № 38 при родовой общине «Угут» (1992) и малокомплектная кочевая школа № 39 при родовой общине «Амма» (1992) - филиалы опорной Хатыстырской средней школы № 40 Алданского района

Количество учащихся – 20 чел.: «Угут» - 6 чел., «Амма» - 14 чел.

Организация учебного процесса – вахтовый метод.

Мебель, учебники доставляются муниципальным органом управления образованием, а также приобретаются за счет родителей. В 2005 г. Министерством образования РС (Я) выделены ноутбуки, видеомагнитофоны; муниципальным органом управления образования обновлена школьная мебель.

Стационарно-кочевая школа с разновозрастным обучением Верхоянского улуса (2004)

Основная база: муниципальное общеобразовательное учреждение «Табалахская средняя школа»

Всего 17 пунктов кочевий; в т.ч. зимних – 4, весенних – 5, осенних – 4, летних – 4.

Количество учащихся – 5 чел.

Организация учебного процесса – поэтапный вахтовый метод: I этап - ноябрь; II - март; III этап - май, июнь, июль, август, организация полезного отдыха и занятости в полевой лагерной форме.

Эвенская начальная кочевая школа - филиал Себян-Кюельской средней школы им. П. Ламутского при оленеводческом стаде ГУП «Себян» Кобяйского улуса (2002)

Количество учащихся – 3 чел.

Режим учебного процесса:

I четверть - 15 сентября-28 октября

II четверть - 10 ноября-25 декабря

II четверть - 16 января-25 марта

IV четверть - 10 апреля-25 мая

Школа работает в режиме пятидневки, в субботу проводятся «Уроки предков».Воспитательный план школы строится по принципу «использование полученных знаний в практической деятельности».

Всего в семьях 106 детей дошкольного и школьного возраста.

Малокомплектная кочевая начальная школа-детский сад при чукотской родовой общине «Нутендли» Нижнеколымского улуса (2003)

Школа (стационарная) находится на оленеводческо-промысловой базе внутри оленеводческого маршрута в районе «Красного Камня».

Количество учащихся – 10 чел.; 9 детей в дошкольной группе.

Организация учебного процесса:

По договору с местной администрацией община несет финансовые расходы на содержание детей в круглосуточном режиме. Ведется профильное обучение традиционным отраслям народов Севера. Программа развития кочевой школы находится на стадии разработки.

Эвенская малокомплектная кочевая школа-сад общины «Урадан» - филиал Березовской средней школы Среднеколымского улуса (2004)

Количество учащихся - 3 чел. и 5 детей дошкольного возраста.

Учебно-воспитательный процесс направлен на решение задач сохранения родного языка, национальной культуры, приобщения детей к традиционным занятиям.

Кочевая эвенкийская школа-сад «Куонэлэкээн» работает при стаде № 5 - филиал Харыялахской средней школы Оленекского улуса (1990)

Количество учащихся - 10 чел. В летнее время количество детей увеличивается от 15 до 20.

Организация учебного процесса:

График выезда детей в оленеводческие стада - 2 раза в год (осенью и весной). Учебный график и учебный план филиала индивидуальные: обучение в базовой средней школе - с октября по январь, в условиях кочевья - с января по май.

Эвенкийская кочевая школа общины «Черода» - филиал Тяньской средней национальной (эвенкийской) школы Олекминского улуса (2004)

Количество учащихся – 4 чел.

В перспективе муниципальное управление образованием планирует укрепление филиала с учетом увеличения численности обучающихся.

 

2006г. © ЦНИТ ЯГУ, АГИКиИ
Сайт создан при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве.
Сведения и материалы, содержащиеся на данном сайте, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы